
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
7-19.04.2015 г. 
 
Очередной штраф журналистке-фрилансеру за сотрудничество с зарубежным 

СМИ, очередное изъятие литературы на границе, а также несколько новых 

тревожных инцидентов, связанных с интернет-преступлениями. В Гомеле 

возбуждено уголовное дело по факту распространения порнографии якобы с 

электронного ящика гомельского правозащитника, а в Лунинце популярный 

информационный ресурс “Медиа-Полесье” вдруг заимел “двойника”, который 

паразитирует на материалах и даже на логотипе оригинала.  

 
8 апреля в Гомеле сотрудники управления по наркоконтролю и противодействию 
торговле людьми провели обыск в квартире правозащитника, члена ОО "БАЖ" 
Леонида Судаленко. Сам Судаленко на тот момент находился в Швеции. Обыск 
произошел также и в общественно-политическом центре на улице Полесской, 52, где 
Судаленко имеет рабочее место. Милиционеров интересовали компьютеры.  
Согласно следственным органам, 6 марта с электронного ящика sudalenka@mail.ru 
были распространены порнографические видеоролики. Следственный комитет по 
этой причине начал уголовное дело согласно ч. 2 ст. 343 УК РБ.  
15 апреля Леонид Судаленко посетил СК, чтобы дать объяснения. По словам 
Судаленко, в конце 2014 г. он потерял контроль над почтовым ящиком 
sudalenko@mail.ru из-за взлома неизвестным хакерам. У правозащитник сохранилась 
переписка на этот счет с техподдержкой почтового ресурса. На момент рассылки 
порнографической продукции правозащитник указанный ящик уже не контролировал.  
 
9 апреля на белорусско-литовской границе у издателя Игоря Логвинова таможенники 
перехода Каменный Лог изъяли на экспертизу 20 экземпляров сборника философских 
статей и докладов преподавателя Европейского гуманитарного университета Татьяны 
Щитцовой "Антропология. Этика. Политика". Основанием для изъятия книги стало 
подозрение, что она может нанести вред государственным интересам Республики 
Беларусь. Издательство "Логвинов" к книге отношения не имело - ее выпустил ЕГУ, а 
Игоря Логвинова просто попросили захватить 20 экземпляров и отвезти на 
презентацию в Минске.  
 
9 апреля стало известно, что суд Речицкого района признал гомельскую фриланс-
журналистку, члена ОО "БАЖ" Ларису Щирякову виновной в "незаконном изготовлении 
и распространении продукции средств массовой информации" на основании ч. 2 ст. 
22.9 КоАП. Судья Светлана Пырх постановила оштрафовать ее на 25 базовых величин 
(4,5 млн рублей). Дело рассматривали еще в конце марта и без участия журналистки. 
Согласно постановлению суда, 6 февраля в Речицы Щирякова, "не являясь 
журналистом СМИ, не имея на то права, провела интервьюирование граждан, 
подготовила видеосюжет под названием "Администрация рынка в Речице грабит 
торговцев", который в той же день разместила на сайте телеканала "Белсат"". Такое 



же "нарушение", согласно судебному постановлению, Щирякова совершила и 12 
февраля, подготовив видеосюжет "Бесчеловечные условия на Речицком рынке". 
Это уже третий штраф Л. Щиряковой в 2014 г. В целом сумма штрафов журналистке 
составила 8 млн рублей.  
 
9 апреля стало известно, что жителя Бреста Михаила Лукашевича, подозреваемого в 
клевете на президента, отправили на психиатрическое обследование. 
Напомним, 29 декабря 2014 г. Следственный комитет начал уголовное дело согласно 
ч. 1 ст. 367 УК РБ в отношении 63-летнего Лукашевича. Поводом для дела стали 
политические лозунги, которые мужчина более 10 лет писал на собственном заборе и 
стенах гаража. Следственный комитет пришел к выводу, что в действиях Лукашевича 
есть состав преступления - "высказывания критического характера, выраженные в 
форме клеветы в отношении властей, силовых структур и Президента РБ". Которую 
именно надпись следователи посчитали клеветой на руководителя страны, 
неизвестно.  
 
10 апреля фотограф Антон Мотолько получил ответ из Национальной 
государственной телерадиокомпании Беларуси (НГТРК) на претензию об "украденных 
снимках", в которой написал о нарушении авторских прав и нанесение ему морального 
вреда. Напомним, 18 марта Мотолько увидел свои фотоснимки северного сияния в 
Беларуси в новостях на государственном телеканале "Беларусь-1". В сюжете автор 
снимков указан не был, за разрешением к фотографу никто не обращался. Мотолько 
направил НГТРК письмо-претензию, он предлагал публично принести извинения в 
выпуске новостей на "Беларусь 1", заплатить 10 млн рублей в качестве компенсации 
морального вреда, 5 млн 400 тысяч - компенсацию нарушения имущественных прав. 
Председатель НГТРК Геннадий Давыдько в ответе написал, что фото было в 
"свободном доступе" в интернете, что автор снимков не запретил их использование. 
Претензию фотографа Давыдько назвал "необоснованной".  
Антон Мотолько заявил о намерении обратиться в суд. 
 
11 апреля член ОО "БАЖ" Инна Хомич направила жалобу в Брестский областной суд. 
Журналистка оспаривает постановление Московского райсуда Бреста, согласно 
которому её оштрафовали на 30 базовых величин "за незаконное изготовление и 
распространение продукции СМИ", а также просит областную судебную инстанцию 
обратиться через Верховный суд в Конституционный суд Республики Беларусь, чтобы 
тот дал оценку статьям Закона о СМИ, которые регламентируют условия работы 
журналистов зарубежных СМИ, а также самого понятия "аккредитация". 
Напомним, Инна Хомич, во время поездки в этом году в феврале на открытие музея 
хлеба в деревне Моталь Ивановского района сделала репортаж не только как штатный 
корреспондент газеты "Брестский курьер", но и материал для "Беларускага Радыё 
Рацыя". За это журналистка и была наказана судом. 
 
13 апреля гродненский журналист-фрилансер Виктор Парфёненко получил ответ из 
Минского городского суда на свою надзорную жалобу на постановление Ленинского 
райсуда Минска, который 14 ноября 2014 г. отказал ему в возбуждении гражданского 
дела. Эту позицию 19 января поддержала коллегия по гражданским делам Минского 
горсуда. Напомним, в Ленинский райсуд Парфёненко жаловался на действия МИД 
Республики Беларусь, который в течение 7 лет отказывается аккредитовать его в 
качестве корреспондента зарубежного СМИ - "Беларускага Радыё Рацыя". 



Председатель Минского горсуда П.И. Коршунович в ответе утверждает, что суд первой 
инстанции, отказывая журналисту в возбуждении гражданского дела, поступил 
законно.  
 
15 апреля редакция информационного сайта "Медиа-Полесье" сообщила, что 
неизвестные создали фейковый сайт-копию под названием "Полесье-медиа". Он без 
разрешения перепечатывает контент белорусских изданий, а один из разделов 
"Полесье-Медиа" называется "Donbass" и размещает информацию о жизни так 
называемой Донецкой Народной Республики. Как выяснилось, адрес сайта, 
зарегистрированного в зоне .by, отличается от оригинала только одним символам. На 
сайте-копии без ссылки ежедневно появляются оригинальные материалы издания 
"Медиа-Полесье".  
 
16 апреля суд Слонимского района отказался удовлетворить иск водителя рейсового 
автобуса г. Слонима к журналистке негосударственной "Газеты Слонимской" и 
редакции газеты, которая выступала соответчиком. Основанием для обращения в суд 
была публикация "Равнодушие пугает" в "ГС" №9 от 4 февраля 2015 г. за подписью 
Татьяны Плахетко. 
В статье журналистка описывала ситуацию с участием своей 7-летней дочери: девочка 
ехала в автобусе без родителей и не смогла выйти на нужной остановке у школы, 
поскольку водитель на ней не остановился. Кроме того, согласно журналистке, позже 
он проигнорировал ее просьбу перезвонить, хотя она сообщила номер телефона 
через диспетчера автопарка. 
Истец утверждал, что в статье были распространены сведения, "которые не в полной 
меры соответствуют действительности" и унижают его честь, достоинство и деловую 
репутацию. Также он требовал, чтобы журналистка принесла ему извинения, 
выплатила компенсацию морального ущерба в размеры 5 млн рублей и покрыла 
судебные расходы (государственная пошлина в размеры 540 тыс. рублей). 
 
17 апреля состоялось непродолжительное свидание с родственниками 
политзаключенного, журналиста "Бобруйского курьера" Евгения Васьковича. В 
Могилёвской колонии №15 его навестили мать, отец и бабушка. Свидание проходило 
через стекло, посредством переговорных инструментов. 
В сентябре этого года у Евгения появиться шанс на сокращение срока наказания - если 
у него к тому времени не будет нарушений общего режима. Между тем, как стало 
известно, комиссия по помилованию отказала в прошении другу Васьковича - Артёму 
Прокопенко, документ был подан на имя А. Лукашенко. 
Напомним, Евгений Васькович, Артём Прокопенко и Павел Сыромолотов в 2011 г. 
были осуждены на 7 лет лишения свободы за символическую акцию протеста, 
проведенную у стен Бобруйского КГБ. Ущерб от их действий (испорченная в одном 
месте штукатурка) составил 253 000 рублей (на тот момент около 74 долларов). Но к 
ним употребили статью о нанесении ущерба в особо крупном размере.  
 
 
 


