
ОО  «Белорусская  
ассоциация  

журналистов»

Электронный 
Бюллетень

w w w.baj.by Январь-апрель 2013

©
 С

ер
ге

й 
Гр

иц

СМИ
В БЕЛАРУСИ



Не хочу посыпать голову пеплом, гово-
рить, что мы проигрываем "пятой ко-
лонне" Интернет. Это неправда, все 
наши СМИ здесь представлены."

Олег Пролесковский,  
министр информации  
Республики Беларусь

Поскольку интернет становится все 
более важным источником информа-
ции, власти Беларуси используют раз-
личные способы для контроля над 
ним. Сохранение жесткого контроля 
над информационным пространством 
страны остается основой политики су-
ществующего  режима, направленной 
на удержание власти.

Index on Censorship  
(«Индекс цензуры»)

02

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://www.belta.by/ru/all_news/society/Gosudarstvennye-SMI-dominirujut-v-informatsionnom-prostranstve-Belarusi---Proleskovskij_i_623527.html
http://www.belta.by/ru/all_news/society/Gosudarstvennye-SMI-dominirujut-v-informatsionnom-prostranstve-Belarusi---Proleskovskij_i_623527.html
http://www.belta.by/ru/all_news/society/Gosudarstvennye-SMI-dominirujut-v-informatsionnom-prostranstve-Belarusi---Proleskovskij_i_623527.html
http://www.indexoncensorship.org/wp-content/uploads/2013/01/IDX_Belarus_Rus_WebRes_Final.pdf

http://www.indexoncensorship.org/wp-content/uploads/2013/01/IDX_Belarus_Rus_WebRes_Final.pdf



СИТУАЦИЯ СО СМИ  
В БЕЛАРУСИ  
В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2013 Г. 
Аналитический обзор

В первые месяцы 2013 г. произошло несколько по-
зитивных событий в сфере СМИ в Беларуси. Среди них 
в первую очередь следует выделить прекращение уго-
ловного дела в отношении журналиста Андрея Почобута, 
обвинявшегося в клевете на Президента Республики Бе-
ларусь, и отказ в возбуждении уголовного дела в отноше-
нии должностных лиц журнала "Arche. Пачатак". Оба эти 
конфликта находились в центре внимания международной 
общественности (в частности, приводятся в докладе спец-
докладчика ООН по Беларуси М.Харашти), и их разреше-
ние может свидетельствовать о  попытках официального 
Минска разблокировать отношения с Евросоюзом после 
поствыборного кризиса конца 2010-2012 г.г.

Однако эти позитивные шаги не сопровождались си-
стемными изменениями в сфере СМИ. Напротив, од-
новременно предпринимались меры репрессивного ха-
рактера в отношении СМИ и журналистов. В очередной 
раз было отказано в открытии корреспондентского в 
Беларуси телеканалу «Белсат», фотоальбом «Пресс-
фото Беларуси 2011» был признан экстремистскими 
материалами, журналисты задерживались при осущест-
влении профессиональной деятельности и подвергались 
административному аресту.

В целом ситуация в сфере СМИ в 
Беларуси (как законодательство, 
так и правоприменение), остает-
ся крайне неблагоприятной для 
осуществления свободы выраже-
ния мнения. 

Продолжается и экономическая дискриминация неза-
висимых СМИ. Государственные предприятия «Белпочта» 
и «Белсоюзпечать», доминирующие на рынке распростра-
нения печатных СМИ по подписке и в розницу, отказы-

ni
m

g.
su

le
kh

a.
co

m
ru

s.a
za

tt
yq

.o
rg

03

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень



ваются распространять независимые печатные издания. 
Так, в январе РУП «Белпочта» ответило отказом на кол-
лективное обращение более 300 жителей Слонимского 
района Брестской области, которые требовали вернуть 
негосударственную «Газету Слонімскую» в подписной 
каталог, а в марте - отказалось включить в подписной 
каталог на 2-е полугодие 2013 г. газету “Вольнае Глы-
бокае” (г. Глубокое, Витебская область).  С подобными 
пробемами сталкиваются около половины не зависящих 
от государства общественно-политических СМИ.

(По подсчетам БАЖ, не более 30 печатных изда-
ний в стране освещают общественно-политическую 
тематику без очевидного воздействия исполнитель-
ной власти;  половина из них выброшена из госу-
дарственных сетей распространения СМИ. В сфере 
теле-радиовещания в Беларуси не осталось ни од-
ного независимого теле-радиоканал, функцию не-
зависимого вещания исполняют в некоторой мере 
СМИ, вещающие из-за рубежа, журналисты кото-
рых преследуются за работу на иностранные СМИ 
без аккредитации). 

Это происходит на фоне админи-
стративных преференций и прямой 
бюджетной поддержки государствен-
ных медиа. На 2013 г. в республи-
канском бюджете на финансирова-
ние поддерживаемых государством 
СМИ выделено около 60 млн. евро, 
которые распределены на внекон-
курсной основе. В январе государ-
ственные телеканалы СТВ (ЗАО «Сто-
личное телевидение») и ОНТ (ЗАО 
«Второй национальный телеканал»), 
как и ранее Национальная государ-
ственная телерадиокомпания, в оче-
редной раз освобождены от уплаты 
налогов на добавленную стоимость и 
на прибыль.

ph
ot

o.
by

m
ed

ia
.n

et

04

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень



Основные события  
в сфере СМИ

• �Палата представителей отказалась обсуждать за-
конодательство о СМИ;

• �Прекращено уголовное преследование гроднен-
ского журналиста Андрея Почобута, обвинявше-
гося в клевете на Президента Республики Бела-
русь; 

• �Отказано в возбуждении уголовного дела в от-
ношении должностных лиц журнала "Arche-
Пачатак",  проблемы с перерегистрацией издания 
сохраняются;

• �Спутниковый телеканал «Белсат» получил очеред-
ной отказ в открытии корреспондентского пункта 
в Беларуси

• �Фотоальбом «Пресс-фото Беларуси 2011» при-
знан экстремистскими материалами;

• �«Взломаны» сайт «Белорусский партизан» и сайт 
правозащитного центра «Вясна»;

• �Задержаны и арестованы на трое суток журнали-
сты, освещавшие разрешенную властями акцию, 
посвященную годовщине катастрофы на Черно-
быльской АЭС.

Палата представителей отказалась 
обсуждать законодательство о СМИ

19 февраля ОО «Белорусская ассоциация журнали-
стов» получила ответ из Палаты представителей Нацио-
нального собрания на предложение обсудить проблемы 
и пути совершенствовании законодательства о СМИ. 
Депутаты-члены Постоянной комиссии по правам че-
ловека, национальным отношениям, сославшись на 
мнение Министерства информации, сочли нецелесоо-
бразным изменение закона о СМИ. ph

ot
o.

by
m

ed
ia

.n
et

05

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://www.baj.by/ru/node/19671
http://www.baj.by/ru/node/19671


Прекращено уголовное преследование 
Андрея Почобута

15 марта Управление Следственного комитета по 
Гродненской области прекратило уголовное дело против 
гродненского журналиста Андрея Почобута, корреспон-
дента польской «Gazety Wyborczej»,  возбужденное по ч. 
2 ст. 367 УК (клевета в отношении Президента Респуб-
лики Беларусь, совершенная лицом, ранее судимым за 
клевету) за отсутствием состава преступления. 

А Почобут обвинялся в том, что в ряде его публи-
каций в Интернете, "содержались клеветнические 
высказывания в отношении главы государства". 
21 июня 2012 г. А.Почобут был задержан и поме-
щен под стражу, а в его квартире был проведен 
обыск. 30 июня журналиста освободили под подпи-
ску о невыезде. Дело осложнялось тем, что летом 
2011 г. Почобут уже был осужден за клевету в от-
ношении президента к трем годам лишения свобо-
ды с отсрочкой исполнения приговора на два года, 
и любой обвинительный приговор по новому делу 
влек бы за собой 3 года реального лишения свобо-
ды по предыдущему делу.

Приветствуя прекращение дела 
А. Почобута, «Репортеры без границ» 
отмечают, что он остается осужден-
ным по аналогичной статье, и призы-
вают  «отменить очевидно политиче-
ское обвинение Почобуту, отказаться 
от любых иных судебных процедур, 
касающихся этого журналиста, и раз-
решить ему выезжать за границу". 
"Статьи 367, 368, 369 и 369-1 Уго-
ловного кодекса (клевета и оскорб-
ление президента, служебного лица, 
дискредитация РБ) и другие статьи, 
ограничивающие свободу информа-
ции, должны быть отменены. Снять 
обвинения только с одного журнали-
ста – недостаточно". По статистике 
Репортеров без границ, за послед-
ние 10 лет как минимум 9 человек в 
Беларуси были осуждены за клевету 
или оскорбление президента.©

 R
ad

io
 S

va
bo

da

06

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://en.rsf.org/belarus-charge-dropped-but-jail-still-19-03-2013,44234.html
http://en.rsf.org/belarus-charge-dropped-but-jail-still-19-03-2013,44234.html
http://en.rsf.org/belarus-charge-dropped-but-jail-still-19-03-2013,44234.html


Отказано в возбуждении уголовного дела 
в отношении должностных лиц  
журнала "Arche. Пачатак",  
проблемы с перерегистрацией  
издания сохраняются

22 марта, спустя неделю после прекращения уголов-
ного дела в отношении А.Почобута,  стало известно об 
отказе в возбуждении уголовного дела по итогам про-
верки редакции журнала «Arche. Пачатак». Расчетный 
счет редакции разблокирован.

Несмотря на это, 24 апреля Министерство инфор-
мации в четвертый раз отказалось перерегистрировать 
"Arche. Пачатак». Этот отказ, как и предыдущие, обо-
сновывается формальными причинами. Между тем, не-
перерегистрация СМИ может стать основанием для его 
ликвидации.

Журнал "Arche. Пачатак» не впервые столкнулся 
с угрозой своему существованию. В 2008 г. по за-
явлению Управления КГБ по Брестской области суд 
признал один из номеров журнала "Arche. Пачатак»  
экстремистскими материалами. Однако кассацион-
ная инстанция отменила это решение, после чего  
УКГБ отозвало свое  заявление (в конце 2008 – на-
чале 2009 г.г. официальный Минск пытался нала-
дить отношения с Евросоюзом). 

Новые проблемы у журнала "Arche. Пачатак» на-
чались осенью 2012 г. Финансовые органы нача-
ли масштабную проверку деятельности редакции 
журнала, заблокировали счет редакции журнала, 
главный редактор "Arche. Пачатак»  Валерий Бул-
гаков под угрозой уголовного преследования был 
вынужден покинуть Беларусь. Стремясь сохранить 
журнал, его учредители  приняли решение о смене 
редакции, что и потребовало перерегистрации из-
дания.  В апреле 2013 г. контролирующие органы 
объявили о том, что уголовные дела в отношении 
В.Булгакова и журнала возбуждаться не будут, од-
нако уже три месяца журнал не может пройти обя-
зательную процедуру перерегистрации.

07

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень



Спутниковый телеканал «Белсат»  
получил очередной отказ в открытии 
корреспондентского пункта в Беларуси

26 марта Министерство иностранных дел Республики 
Беларусь сообщило официальному представителю поль-
ского спутникового телеканала «Белсат»  в Беларуси 
Михаилу Янчуку об отказе в открытии корреспондент-
ского пункта телеканала в Беларуси. 

Власти, как и ранее, сослались на то, что сотруднича-
ющие с телеканалом белорусские журналисты нарушали 
законодательство, работая без аккредитации МИД.

"Белсат" с 2007 г. вещает с территории Польши 
на Беларусь; основу его программ составляют ма-
териалы, которые производятся белорусскими 
журналистами для белорусов. С 2008 г. телека-
нал несколько раз безуспешно пытался получить 
разрешение на открытие в Беларуси корпункта. 
Журналисты, сотрудничавшие с Белсатом, неод-
нократно подвергались преследованию со стороны 
белорусских властей на том основании, что зако-
нодательство запрещает деятельность в Беларуси 
журналистов иностранных СМИ (в том числе бело-
русских граждан) без аккредитации.

Фотоальбом «Пресс-фото Беларуси 2011» 
признан экстремистскими материалами

18 апреля суд Ошмянского района Гродненской об-
ласти признал экстремистскими материалами фото-
альбом «Пресс-фото Беларуси 2011», удовлетворив 
тем самым заявление Управления КГБ по Гродненской 
области. По решению суда альбомы подлежат уничто-
жению. 

Фотожурналисты Юлия Дорошкевич, Александр Васю-
кович и Вадим Замировский, выступавшие в судебном 
процессе как заинтересованные лица (именно у них в 
ноябре 2012 г. на белорусско-литовской границе тамо-
женники изъяли 41 экземпляр фотоальбома) обжалова-
ли судебное решение. Кассационное рассмотрение дела 
состоится в июне.ga

ze
ta

by
.c

om

08

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://belsat.eu/en/o_nas/
http://belsat.eu/en/o_nas/


Фотоальбом «Пресс-фото Беларуси 2011» издан по 
результатам конкурса пресс-фотографии Беларуси, 
который проводится с 2010 г.; в жюри конкурса вхо-
дят известные фотографы из различных стран. Аль-
бом был напечатан в  2012 г и свободно продавался 
в стране. Фотоснимки из альбома (финалисты фото-
конкурса) без каких-либо негативных последствий пу-
бликовались в белорусских периодических изданиях 
и размещались в лентах информационных агентств.

«Взломаны» сайт «Белорусский партизан» 
и сайт правозащитного центра «Вясна»

25 апреля хакеры взломали сайты «Белорусский пар-
тизан» и «Вясна» (оба интернет-ресурса включены вла-
стями Беларуси в «черный список» сайтов, доступ к 
которым закрыт для государственных  органов и органи-
заций, учреждений образования и культуры).  В случае с 
«Белорусским партизаном» хакеры разместили на глав-
ной странице информацию, в которой звучала угроза не-
которым независимым интернет-ресурсам и их авторам. 
На сайте «Вясны» злоумышленники полярно изменили 
смысл некоторых публикаций. Через непродолжитель-
ное время сайты возобновили нормальную работу.

Задержаны и арестованы журналисты, 
освещавшие разрешенную властями 
оппозиционную акцию,  
посвященную годовщине катастрофы 
на Чернобыльской АЭС

26 апреля, в годовщину аварии на Чернобыльской 
АЭС (в этот день демократические силы Беларуси тради-
ционно проводят акцию «Чарнобыльскі шлях”  («Черно-
быльский путь»)) при осуществлении профессиональной 
деятельности были задержаны 6 журналистов. 

В Островце (Гродненская обл.), сотрудники милиции 
задержали тележурналистов Анастасию Явмен и Алек-
сандра Борозенко, которые снимали поездку общест-
венных и политических активистов на строительство 
атомной станции в Островецком районе.  В Минске 

09

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://pressphoto.by/?p=402#more-402
http://www.belaruspartisan.org/
http://www.belaruspartisan.org/
http://spring96.org/


съемочную группу газеты и сайта “Наша ніва” (Оксана Ру-
дович и Ирина Ареховская) задержали в общественном 
транспорте после того, как они пытались запечатлеть 
на видео жесткое задержание одного из участников 
«Чернобыльского пути». В обоих случаях после проверки 
отснятых материалов журналисты были отпущены. 

Журналисты «Радыё Рацыя» Геннадий Барбарич и 
Александр Ярошевич после задержания были осуждены 
на трое суток административного ареста якобы за непо-
виновение требованиям сотрудников милиции. Посколь-
ку репортеры, задержанные в пятницу вечером, отсиде-
ли в изоляторе для задержанных двое суток до суда, они 
были освобождены в понедельник 29-го апреля через 
несколько часов после вынесения судебного решения.

РЕЙТИНГИ, ИНДЕКСЫ, ДОКЛАДЫ 
4 января международная организация Index on 

Censorship («Индекс цензуры») обнародовала аналитиче-
ский доклад «Беларусь: Сеть под контролем», посвящен-
ный методам контроля белорусскими властями интернет-
пространства страны и ограничения свободы высказы-
вания онлайн. «В качестве ответа на рост пользования 
интернетом власти Беларуси используют «проверенные» 
методы: репрессивное медиазаконодательство, статьи 
Уголовного кодекса о диффамации, административное 
преследование активистов и журналистов. Кроме этих 
«традиционных» методов используются и другие – фильт-
рация контента, технологии слежения и блокирование 
доступа к независимым информационным сайтам, dDoS- 
атаки, хакерские нападения на независимые сайты и 
манипуляция контентом», - говорится в пресс-релизе.  

30 января стало известно, что в ежегодном рейтинге 
свободы слова, который традиционно публикует междуна-
родная организация «Репортеры без границ», Беларусь по 
итогам 2012 г. заняла 157 место из 179, разместившись 
между Азербайджаном и Египтом. Из бывших стран Со-
ветского Союза ниже Беларуси в рейтинге «РБГ» только 
Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. В прошлогоднем 
рейтинге свободы СМИ Беларусь занимала 168 место, 
что связано с поствыборными репрессиями 2011 г.

10

Январь-апрель 2013

СМИ
В БЕЛАРУСИ

Электронный 
Бюллетень

http://www.indexoncensorship.org/wp-content/uploads/2013/01/IDX_Belarus_Rus_WebRes_Final.pdf
http://en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html
http://en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html


Змест гэтага электроннага выдання абаронены нормамі Аўтарскага права.

Спасылка на ГА «Беларуская асацыяцыя журналістаў» пры выкарыстанні матэрыялаў 

ЭЛЕКТРОННАГА БЮЛЕТЭНЯ «СМІ Ў БЕЛАРУСІ» з’яўляецца абавязковай.

Выдавец: ГА «Беларуская асацыяцыя журналістаў» (ГА «БАЖ »).  

Вул. Камсамольская 7-32, 220030 Мінск, БЕЛАРУСЬ

Тэлефоны: +375 17 203-63-66, 226-70-98 Факс: +375 17 203-63-66, 226-70-98  

E-mail: press@baj.by  Web: www.baj.by

Кантакт: Бастунец Андрэй Леанідавіч, намеснік старшыні ГА «БАЖ »

ОО  «Белорусская  
ассоциация  

журналистов»

w w w.baj.by


