

## Неделя СМИ

*Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов"  
11-24.05.2015 г.*

Редакции нескольких сайтов получили из Мининформации официальные письма за подписью министра Лилии Ананич. Министр информирует о выявленных на ресурсах «нарушениях законодательства о СМИ» и запрашивает сведения о юридическом или физическом лице владельцев. В министерстве объяснили, что эти послания не являются пока официальными предупреждениями, но эксперты не исключают, что следующим шагом Мининформации будет именно эта санкция.

**12 мая** стало известно, что Мининформации вынесло официальное предупреждение газете "Наше православие" Витебской православной епархии. Об этом Радио "Свобода" сообщила заведующая сектора регистрации СМИ и контроля за исполнением законодательства Мининформа Юлия Кочина. Чиновница отказалась сообщить, в чем конкретно состоит нарушение газетой закона о СМИ. Главный редактор "Нашего православия" Андрей Геращенко говорит, что узнал о предупреждении из публикаций в СМИ.

Ранее сообщалось, что общественный активист Александр Головань вместе с другими православными верующими обратился в Мининформ с просьбой проверить выпуски газеты "Наше православие" на соответствие законодательству Республики Беларусь. Поводом обращения стала публикация с призывом к православным принять участие в военном конфликте в Украине.

**13 мая** журналист и эксперт Александр Алесин сообщил, что по-прежнему остается в статусе обвиняемого по уголовному делу о сотрудничестве с иностранными спецслужбами, возбужденному КГБ Беларуси в декабре 2014 г. По словам журналиста, время от времени его вызывают на допросы в КГБ. "Следственные действия имеют формальный характер, поскольку на допросах все время уточняются какие-то детали, которые уже много раз уточнялись до этого", - говорит Алесин.

Напомним, **25 ноября** спецслужбы задержали журналиста, военного эксперта Александра Алесина и поместили в СИЗО КГБ. Сначала его обвиняли в измене государству (ст. 356 УК) и установлении сотрудничества со спецслужбой органов безопасности или разведывательным органом иностранного государства (ст. 356-1). **10 декабря** Александра Алесина освободили под подписку о невыезде, обвинение в измене государству с него сняли и теперь обвиняют только в сотрудничестве с иностранной спецслужбой.

**15 мая** редакции нескольких сайтов сообщили, что получили от Мининформации официальные письма за подписью министра Лилии Ананич. Министр информирует о

выявленных на ресурсах "нарушениях законодательства о СМИ" и запрашивает сведения о юридическом или физическом лице владельцев сайтов. Ананич подчеркивает, что Мининформ может заблокировать ресурс, если владельцу вынесено два и более предупреждений, если он не исправляет выявленных нарушений или распространяет запрещенную законодательством информацию (п.1 ст. 51 закона "О СМИ").

В частности, такие письма получили редакции сайтов: freeregion.info ("Свободный регион"), rascuja.com ("Беларускае Радыё Рацыя"), tuzin.fm (музыкальный портал "Тузін Гітоў"), usrb.org (сайт сторонников Объединенной Гражданской партии) и культурнический интернет-журнал куку.org.

Напомним, что возможность вынесения предупреждений интернет-изданиям власти получили после поспешного принятия в декабре 2014 г. поправок в закон "О СМИ".

**15 мая** стало известно, что РУП "Белпочта" в очередной раз отказалось распространять через подписку негосударственную газету "Intex-press" (г. Барановичи). В своем обращении Издательский дом "Интекс-пресс", ссылаясь на антимонопольное законодательство, утверждал, что "Белпочта" обязана включить газету в подписной каталог. (10 января 2013 г. РУП "Белпочта" внесено в Госреестр субъектов хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках Беларуси, по товарной позиции "услуги по приему подписки, доставке и переадресации печатных средств массовой информации".)

Ответ из РУП "Белпочта" от **7 мая** за подписью первого заместителя гендиректора Елены Скрипчик удивил редакцию своей юридической эквилибристикой. В письме сообщается, что в реестр РУП "Белпочта" внесено по товарной позиции "услуги по приему подписки, доставке и переадресации печатных средств массовой информации". А вот услуга по включению печатных СМИ в подписной каталог не является услугой, которая оказывается на основании публичного соглашения, и не включена в перечень товарных позиций, по которым РУП "Белпочта" включено в государственный реестр.

Напомним, с 2006 г. региональная газета "Intex-press" отсутствует в подписном каталоге печатных изданий РУП "Белпочта".

**15 мая** в суде Кричевского района состоялось рассмотрение административного дела издателя газеты "Вольны горад" Владимира Кудрявцева. Его обвиняют в клевете (ст. 9.2. КоАП) на оперуполномоченного ГБЭП Кричевского РОВД Александра Демешко. Судья Екатерина Шматкова направила дело в Кричевский РОВД на доработку.

Судья удовлетворила ходатайства ответчика – опросить в качестве свидетеля редактора газеты "Вольны горад" Сергея Неровного, приобщить к материалам дела копию обращения В. Кудрявцева в прокуратуру по причине угроз со стороны А. Демешко (и копию ответа на это обращение из Кричевского РОВД), а также требование к РОВД предоставить суду аудиозапись беседы Владимира Кудрявцева с Александром Демешко. Истец А. Демешко в суд не явился.

**18 мая** могилёвский журналист Александр Бураков получил ответ из Верховного суда Беларуси на свою надзорную жалобу. Журналист просил отменить постановления Ленинского райсуда Могилёва и Могилёвского облсуда о признании его виновным в незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ (ч. 2 ст. 22.9 КоАП РБ). Заместитель председателя ВС Руслан Анискевич отказал Буракову, мотивируя тем, что доказательства журналиста являются неубедительными. Теперь Александр Бураков намерен подать жалобу в Комитет ООН по правам человека.

Напомним, что **8 октября** 2014 г. судья Ленинского райсуда Могилёва Елена Волкова оштрафовала А. Буракова на 40 базовых величин (6 млн рублей) за сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации. **20 ноября** судья Могилёвского облсуда Михаил Мельников, рассмотрев кассационную жалобу журналиста, оставил наказание в силе.

**10 марта** председатель Могилёвского облсуда Игорь Прошко отклонил надзорную жалобу Буракова.

**19 мая** стало известно, что Верховный суд Беларуси добивается, чтобы Польша запретила телеканалу "Белсат" использовать свой логотип. Окружной суд в Варшаве получил решение белорусского ВС касательно запрета употребления товарного знака "Белсат". Опираясь на положения Гражданского процессуального кодекса, хозяйственный отдел районного суда в Варшаве может запретить "Белсату" использовать свой товарный знак на территории Беларуси. Перед принятием своего решения суд в Варшаве попросил телевидение TVP, частью которого является "Белсат", представить свою позицию.

Белорусские судьи хотят, чтобы польский суд признал их решение, согласно которому "Белсат" нарушает права минского предпринимателя. Руководство телеканала считает решения белорусского суда политически мотивированным.

Напомним, в сентябре 2014 г. Верховный суд Беларуси удовлетворил иск предпринимателя Андрея Беякова и запретил телеканалу использовать торговый знак "Белсат ТВ" при трансляции на территорию Беларуси и на интернет-странице.

**22 мая** независимая журналистка из Бреста Алина Литвинчук получила по почте копию протокола о возбуждении против ее нового административного дела за незаконное изготовление продукции СМИ. Из документа за подписью сотрудника милиции Анатолия Черноокого следует, что **4 апреля** Литвинчук, "не имея аккредитации в качестве журналиста на территории Республики Беларусь, взяла интервью у активистки Елены Кахович", которое после было размещено на сайте польской радиостанции "Радыё Рацыя", и таким образом нарушила требование ст. 36 Закона "О СМИ".

Согласно журналистке, это уже четвертый протокол против нее на основании ст. 22.9 КоАП за 2015 г. **13 января** Литвинчук оштрафовали на 30 базовых величин, а **16 февраля** - еще на 40 базовых величин, причем на второй из этих судов журналистку не пригласили. С содержанием еще одного административного дела А. Литвинчук пока не ознакомили - она знает о нем только от милиционеров.

**22 мая** судья Гомельского районного суда Александр Лисовский признал независимого журналиста, члена ОО "БАЖ" Константина Жуковского виновным в незаконном изготовлении продукции СМИ (ст. 22.9 ч. 2 КоАП) и оштрафовал его на 25 базовых величин (4,5 млн рублей). В вину журналисту милиция поставила подготовку сюжета для телеканала "Белсат" **24 марта** без аккредитации в МИД Беларуси.

По окончании процесса Жуковский хотел снять на видео вывеску на здании суда, за что был задержан сотрудниками милиции. Вместе с ним задержали журналистку Наталью Кривошей. Согласно Жуковскому, они провели в милицейском отделении около 3,5 часов. Журналистов отпустили без составления протоколов, переписав личные данные.

**24 мая** на литовско-белорусской границе в пункте пропуска Каменный лог белорусские таможенники провели полный досмотр автомобиля правозащитника, члена ОО "БАЖ" Леонида Судаленко и забрали для проверки ноутбук. Судаленко возвращался в Беларусь с Форума некоммерческого права, который проходил в литовской столице. Распечатанную программу этого мероприятия таможенники также забрали.