
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
22.09.-05.10.2014 г. 
 
В эпицентре событий по-прежнему остаются журналисты, которые 
сотрудничают с зарубежными СМИ без аккредитации. Очередной штраф за 
“незаконное изготовление и распространение продукции СМИ”, очередной 
отказ в аккредитации, а также очередная “отписка” от структур, в которые ОО 
“БАЖ” обращалось в защиту прав фрилансеров.  
 
23 сентября в суде Бобруйского района и г. Бобруйска началось слушание дела 
журналистки "Бобруйского курьера" Марины Молчановой по обвинению в 
"незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ" (ст. 22.9 КоАП РБ). 
 
В начале заседания Молчанова выступила с ходатайством о переносе слушаний. 
Журналистка сообщила суду, что при ознакомлении с материалами своего дела она 
выявила в них материалы другого административного дела, аналогичного по 
содержанию и решенного не в пользу журналиста. Речь идёт о деле Александра 
Залевского, которого 27 мая Кореличский райсуд оштрафовал на 4,5 млн. рублей (30 
базовых величин) за сотрудничество с телеканалом "Белсат".  
 
По мнению Молчановой, эти документы должны были стать "шаблоном" для судьи, а 
это уже является давлением на суд. В связи с этим журналистка направила 
заявление в Минюст и хотела бы дождаться ответа. Но судья Наталья Черепуха 
отклонила ходатайство, отметив, что никаких нарушений в материалах дела нет. 
 
Подполковник милиции Сергей Рудько, который возбудил дело, сообщил в суде, что 
проводил мониторинг интернет-изданий "с целью выявления высказываний граждан 
против сотрудников милиции" и случайно нашел "белсатовский" репортаж, 
подписанный Мариной Молчановой. Он направил запрос в МИД, чтобы узнать, имеет 
ли журналистка аккредитацию, и получил отрицательный ответ. Тогда он обратился 
за помощью к минским милиционерам. Они нашли героиню репортажа, показали ей 
фото Молчановой, и она подтвердила, что беседовала с журналисткой. 
 
25 сентября суд Бобруйского района и г. Бобруйска озвучил решение по делу 
Марины Молчановой. Журналистку признали виновной в "незаконном изготовлении и 
распространении продукции СМИ" (ст. 22.9 ч. 2 КоАП РБ). А фактически - в том, что 
на сайте телекомпании "Белсат" появился текстовый материал за её подписью. 
Судья Н. Черепуха наказала Молчанову за журналистскую деятельность в пользу 
зарубежного СМИ штрафом в размере 32 базовых величины (4 млн. 800 тыс. 
рублей). Журналистка будет оспорить это решение в высших судебных инстанциях. 
 
24 сентября Министерство иностранных дел Беларуси в седьмой раз отказало 
журналисту "Беларускага Радыё Рацыя" Виктору Парфёненко в аккредитации в 
качестве корреспондента зарубежного СМИ. Об этом журналисту сообщили в пресс-
службе МИД. Сам журналист считает данное решение дискриминационным, 



 2 

направленным против возможности общества получать правдивую и 
разностороннюю информацию. 
 
Напомним, "Радыё Рацыя" и телеканал "Белсат", которые вещают с территории 
Польши, уже несколько лет добиваются официальной аккредитации своих 
журналистов в Беларуси, но всё время получают отказы. 
 
25 сентября Могилёвский областной суд (судья Михаил Гладкий) отклонил 
кассационную жалобу редактора негосударственной газеты "Наш Магілёў” Игоря 
Борисова на решение Могилёвского районного суда. 
 
Общественный активист и журналист требовал отменить решение о признании его 
виновным в нарушении Закона о СМИ, штрафе в 4,5 млн. рублей и конфискации 
изъятых из его автомобиля тиражей партийного бюллетеня "Социал-демократ" и 
газеты "Наш Магілёў”. Его обвинили в том, что не имея разрешения на 
распространение перевозил издания, и тем самым, по мнению суда, распространял. 
Напомним, тиражи газет у Борисова забрали в ночь на 16 июля. Тогда автомобиль 
журналиста остановили на трасе сотрудники ГАИ и направили на досмотр в 
Могилёвский РОВД.  
 
2 октября общественный активист из Солигорска Александр Молочко сообщил, что 
так и не добился возвращения книги "Александр Лукашенко. Политический портрет", 
которую 14 сентября 2013 г. сотрудники Ошмянской таможни изъяли у него для 
проверки на экстремизм. Сначала книгу направили на экспертизу в Управление 
идеологической работы Гродненского облисполкома, где эксперты не нашли в ней 
проявлений экстремизма и посоветовали вернуть издание владельцу. Потом 
Ошмянская таможня передала книгу для новой экспертизы в КГБ. А после этого 
чиновники вообще перестали информировать Молочко о судьбе экземпляра книги, 
не отвечая даже на письменные запросы.  
 
В итоге активист решил подарить эту книгу сотрудникам Ошмянской таможни, о чем 
письменно им сообщил. 
 
Справка: книга политолога Валерия Карбалевича "Александр Лукашенко. 
Политический портрет" вышла в свет в 2010 г. и была презентована во многих 
белорусских городах. Автор исследовал феномен первого белорусского президента: 
как ему в течение длительного времени удаётся оставаться во власти и как 
происходит формирование системы управления в Беларуси. 
 
2 октября председатель постоянной комиссии Палаты представителей по правам 
человека, национальных отношениях и СМИ Александр Наумович ответил на 
заявление ОО "БАЖ" касательно преследования фрилансеров, что о "результатах 
рассмотрения требования" реформировать законодательства о СМИ сообщат "в 
сроки, предусмотренные законодательством". 
В заявлении, принятом 26 сентября, БАЖ требовал, чтобы сотрудники органов 
внутренних дел и других государственных органов прекратили административное 
преследование журналистов-фрилансеров, чтобы судебные решения, вынесенные в 
отношении журналистов по ч. 2 ст. 22.9 КоАП, были опротестованы 
уполномоченными должностными лицами, а также чтобы белорусское 



 3 

законодательство в сфере свободы высказывания мнения было приведено в 
соответствие с Конституцией и Международным пактом о гражданских и 
политических правах. 
Текст заявления был направлен также генпрокурору, министру внутренних дел и 
председателю Верховного Суда.  
 


