
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
22.12.14-04.01.2015 г. 
 
22 декабря ОО "БАЖ" обратилось в Генеральную прокуратуру, Управление 
МВД по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий и 
Оперативно-аналитический центр при Президенте по поводу блокирования 
ряда информационных интернет-ресурсов. Журналистская организация 
требует срочно ликвидировать нарушение прав и законных интересов 
граждан и организаций, потерпевших от ограничения доступа к сайтам, 
провести проверку их незаконного блокирования, установить лиц, виновных 
в нарушении законодательства, и привлечь их к установленной законом 
ответственности. ОО "БАЖ" обращает внимание, что таким образом были 
нарушены ряд статей Конституции, Уголовного и Административного 
кодексов РБ. 
 
23 декабря информационная компания БелаПАН распространила заявление в 
связи с продолжением блокировки IP-адресов сайтов belapan.by, belapan.com и 
naviny.by. Официально зарегистрированная информационная компания требует 
от госорганов расследовать факты незаконной блокировки и обнародовать 
информацию о результатах такого расследования. 
Напомним, 20 декабря вечером был заблокирован доступ как белорусских, так и 
зарубежных пользователей к сайту БелаПАН и интернет-газеты Naviny.by. Они 
зарегистрированы в доменной зоне .by и размещены на белорусской хостинговой 
площадке. БелаПАН сообщает, что после изменения IP-адресов 21 декабря 
удалось восстановить работу, однако примерно в 14.00 того же дня были 
заблокированы и новые IP-адреса. "До сих пор неизвестно, кем принято решение 
о блокировке и кто технически ее осуществляет. Хостинговая компания и 
государственный монополист "Белтелеком" заявили, что не обладают 
информацией об этом. Попытки получить ответ на этот вопрос в Мининформации 
также были безрезультатны”, - говорится в заявлении. Сайты БелаПАН 
восстановили работу, несмотря на блокировку.  
 
23 декабря стало известно, что 26 государственных газет и журналов в 2015 г. 
получат поддержку из госбюджета. Это определено постановлением 
правительства №1208 от 20 декабря. В этом перечне газеты "Рэспубліка", 
"Советская Белоруссия", "Зорька", "Белорусская нива", "Спортивная панорама", 
"Звязда" и др., а также ряд журналов. Сумма расходов не называется. 
А согласно с утвержденным республиканским бюджетом на 2015 г. всего на 
финансирование госсми выделено 804,2 млрд рублей. Из них на телевидение и 
радиовещание предусмотрено 653,74 млрд рублей. Средства в размере 70,2 млрд 
рублей запланированы на периодическую печать и издательства. 
 
24 декабря Центр правовой трансформации (Lawtrend) озвучил итоги 
мониторинга официальных сайтов госорганов. Мониторцы пришли к выводу, что 
сайты местных органов власти не соответствуют поправкам в закон "Об 
обращениях граждан и юридических лиц". Исследовалась информационная 
наполняемость 135 сайтов (7 - облисполкомов и Мингорисполкома, 128 - 
районных и городских исполкомов). 



 2 

Новые поправки закона существенно изменяют порядок рассмотрения 
электронных обращений. В частности, закрепляется обязательное рассмотрение 
электронных обращений, поданных через специальную рубрику, размещенную на 
сайте госоргана. А электронные обращения, направленные па электронной почте, 
рассмотрению не подлежат. 
Согласно Lawtrend, не на всех сайтах местных органов власти присутствует даже 
сама электронная форма, в которой необходимо разместить обращение. 
 
24 декабря стало известно, что частная типография "Плутас-маркет" отказалась 
печатать независимую, официально зарегистрированную газету "Снплюс. 
Свободные новости плюс". Согласно главному редактору издания Василию 
Зданюку, сначала отказ никак не обосновали. После заместитель директора 
"Плутас-маркета" Игорь Вишневский пояснил отказ поломкой оборудования, но не 
смог объяснить, почему другим газетам это не помешало печататься. Насчет 
печати следующего номера Вишневский также конкретно ничего не сказал. 
Руководству газеты довелось срочно искать другую типографию. 6 января 
Василий Зданюк подписал соглашение о сотрудничестве с государственным 
издательством "Белорусский дом печати". 
Согласно неофициальной информации, отказ "Плутас-маркета" может быть 
"перестраховкой" на фоне недавнего блокирования ряда независимых сайтов. Не 
исключено, что решение типографии не было самостоятельным. 
 
24 декабря в Витебском областном суде рассматривались кассационные жалобы 
местных журналистов - участников фотосессии "с клетками и птицами", 
квалифицированной сотрудниками милиции как несанкционированное 
пикетирование (ст. 23.34 КоАП).  
В результате слушаний выводы судей облсуда Ирины Смоляковой, Светланы 
Ивановой и Эдварда Мартирасяна совпали: всем участникам фотосессии было 
отказано в удовлетворении жалоб. Напомним, согласно постановлениям 
Железнодорожного райсуда Витебска, денежные штрафы были присуждены 
членам ОО "БАЖ" Елене Степановой, Елене Шабуне, Дмитрия Казакевичу, 
Константину Мардзвинцеву, Павлу Левинову, а также общественной активистке 
Татьяне Северинец. Размер штрафов - от 18 до 25 базовых величин. 
Витебский облсуд не согласился с аргументацией оштрафованных о том, что они 
участвовали в фотосессии, а это не противоречит законодательству о массовых 
акциях. В частности, участников фотосессии обвинили за то, что они 
фотографировались в общественном месте на фоне городского граффити - 
рисунка трех клеток, из которых вылетают сделанные из газеты птицы, - не 
спросив разрешения в районной администрации. 
Европейская Федерация журналистов и ОО "Белорусская ассоциация 
журналистов" выступили с открытым письмом в поддержку витебских коллег. А 
журналисты зарубежья провели в Брюсселе подобную фотосессию: 
сфотографировались с такими же бумажными клетками и птицами, держа в руках 
еще и таблички со словами "Разве это преступление?" 
 
24 декабря суд Ленинского района Бреста оштрафовал на 40 базовых величин (6 
млн рублей) журналиста Александра Левчука, который обвиняется в незаконном 
изготовлении и распространении продукции СМИ (ст. 22.9 ч. 2 КоАП) - за 
сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации. Согласно журналисту, в 
материалах его судебного дела со ссылкой на КГБ сообщалось, что установлен 
факт его работы на телеканал "Белсат". 



 3 

В суде был рассмотрен ответ из МИД, в котором говорится, что у Левчука нет 
аккредитации в качестве журналиста зарубежного СМИ. Сам журналист показал в 
суде письменное подтверждение, что он является внештатным корреспондентом 
инфармкомпании БелаПАН, а также редакционное удостоверение, однако эти 
доводы даже не рассматривались. 
Напомним, это уже 14 дело в отношении журналистов по ч. 2 ст. 22.9 КоАП. 
 
30 декабря независимый журналист из Могилева Александр Бураков получил 
ответ из милиции, в котором говорится, что установить оклеветавших его в 
интернете личностей невозможно. А блокировать сайт voskresinfo.com милиция не 
может, поскольку это не относится к их компетенции. 
Напомним, что сайт voskresinfo.com занимается клеветой на общественно-
политических активистов и журналистов Могилева. От его деятельности 
потерпело не менее 20 человек. 
Около месяца тому общественный активист Антон Косцов и журналисты Игорь 
Борисов и Александр Бураков обратились в милицию с просьбой найти 
клеветников и привлечь их к ответственности, а также заблокировать сайт, 
который распространяет недействительную, клеветническую информацию о их 
жизни. Все получили письменные ответы, в соответствии с которыми милиция 
признает факты клеветы и оскорбления, однако установить виновных не может. 
Интересным фактом является то, что в ответе Борисову милиционеры указали, 
что сайт находиться в Украине, а в ответе Антону Косцову, что он размещается в 
РФ. И если активисты намерены защищать свою честь и достоинство, то должны 
обращаться в суды в упомянутых странах.  
 
 


