
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
24–30.03.2014 г. 
 
Большинство сообщений о нарушениях прав журналистов в упомянутый 
период приходило из регионов. Они касались в основном доступа к 
информации (в том числе и во время выборов в местные советы), 
административного преследования за сотрудничество с зарубежными СМИ без 
аккредитации, распространения малотиражных изданий и т.д.  
 
24 марта независимого журналиста из Гродно, члена ОО «БАЖ» Александра 
Денисова вызвали в милицию и предъявили обвинение в нарушении ч. 2 ст. 22.9 
КоАП – незаконное изготовление и распространение информации. Сотрудник 
отделения милиции №1 Гродно Олег Кока ознакомил журналиста с протоколом и 
сообщил, что дело передается в суд. Согласно свидетельствам главного режиссера 
Гродненского областного театра кукол Олега Жугжды, 6 февраля Денисов записал 
сюжет о постановке спектакля "Фауст. Сны", который позже демонстрировался на 
телеканале "Белсат". Теперь журналисту-фрилансеру угрожает штраф от 20 до 50 
базовых величин. 
Напомним, Денисов ранее уже получал прокурорские предупреждения за нарушение 
законодательства о СМИ, а именно – за журналистскую работу без аккредитации. 
 
24 марта координаторы кампании по наблюдению за местными выборами сообщили 
о большом количестве нарушений законодательства во время предвыборной 
агитации, в том числе и в сфере массовой информации.  
Поскольку согласно законодательству на местных выборах государственная пресса 
не обязана предоставлять кандидатам газетные площади, многим оппозиционным 
кандидатам государственные газеты отказали в публикации предвыборных программ 
либо выставляли слишком высокие цены за возможность публикации. К тому же, как 
утверждают правозащитники, хватало и фактов цензуры предвыборных 
радиовыступлений. 
"В связи с этим в ходе местным выборов абсолютное большинство избирателей 
было лишено возможности получить полную и точную информации обо всех 
кандидатах", – констатируют правозащитники. 
 
24 марта стало известно, что председатель Брестской областной организации БСДП 
(Грамада) Игорь Масловский от имени 37 партийных кандидатов направил жалобы в 
Центризбирком, городскую и областную избирательную комиссии, прокуратуру 
Брестской области касательно публикации в областной государственной газете 
"Заря". Поводом жалобы стала статья "Трюк, да и только" за подписью журналиста 
Евгения Литвиновича в №31 от 20.03.2014 г. 
По мнению авторов жалобы, содержание статьи носит очевидный агитационный 
характер и содержит негативную оценку избирательной программы и действий 
кандидатов от этой партии. Игорь Масловский считает, что в данном случае позиция 
газеты противоречит Избирательному кодексу и нарушает несколько его статей. 
 



 2 

25 марта в Гродно активиста и журналиста Александра Киркевича вызвали в 
милицию для профилактической беседы, а оттуда поехали в его квартиру для 
проведения обыска. По словам милиционеров, они искали наклейки с изображением 
Путина, которые якобы появились в районе, где живет Киркевич, но в результате 
ничего не нашли.  
Правоохранители взяли у Александра Киркевича отпечатки пальцев и пробы слюны 
и вручили официальное предупреждение. Он полагает, что оснований для этого не 
было, поскольку никаких правонарушений с его стороны не было. 
Александр Киркевич – бывший политзаключенный. Был арестован за участие в 
уличных протестах после президентских выборов в декабре 2010 г., осужден на 4 
года, но помилован и освобожден в сентябре 2011-го. 
 
25 марта в Минске во время санкционированного уличного шествия по случаю 
празднования Дня Воли сотрудники милиции препятствовали работе журналистов. 
Перед началом акции милиционеры пытались задержать корреспондента интернет-
газеты "Салідарнасць" Елену Якжик за то, что она сфотографировала подогнанные к 
месту проведения акции «автозаки» – машины для перевозки задержанных. 
Журналистка предъявила удостоверение и после небольшого разбирательства 
избежала задержания. 
Оператору телеканала "Белсат" Александру Борозенко люди в штатском помешали 
подняться на террасу кинотеатра "Октябрь", чтобы сделать панорамный снимок 
акции. По словам Борозенко, они отказались предъявить документы, вели себя очень 
грубо и угрожали задержанием. 
 
25 марта вечером в течение нескольких часов был недоступен сайт независимой 
газеты "Наша Ніва". В этот день в Минске проходило шествие, приуроченное ко Дню 
Воли, и газета вела оттуда онлайн-трансляцию. Во время блокирования редакция 
работала через социальные сети. 
"Речь, скорее всего, идет об умышленной блокировке со стороны национального 
оператора электросвязи "Белтелеком", –сообщила тогда редакция "НН".  
На сайте Белорусской службы «Радио Свобода» также появилось сообщение о 
блокировании сигнала живой видеотрансляции с шествия. Проблема с просмотром 
возникла только у жителей Беларуси. Присутствовали все признаки умышленного 
вмешательства извне. Напомним, блокирование популярных интернет-ресурсов 
происходит в Беларуси практически во время всех важных политических событий. 
Наиболее массово доступ к независимым новостным сайтам ограничивался в день 
президентских выборов 2010 г.  
 
25 марта в Сморгони сотрудники милиции опросили редактора малотиражного 
бюллетеня "Смаргонскі грак" Александра Дергачева и распространителя издания 
Владимира Шульжицкого касательно работы издания и рассылки редакцией 
обязательных экземпляров в государственные органы и архивы. Протоколов 
милиционеры не составляли, но настойчиво "советовали" выполнять 
законодательство. 
Заместитель председателя ОО "БАЖ" Андрей Бастунец убежден, что требование 
рассылки изданий подобных "Смаргонскаму граку", – неправомочное. Юрист 
объясняет, что согласно законодательству, рассылать в определенный ряд 
госучреждений бесплатные экземпляры обязаны только зарегистрированные 
печатные СМИ, а на газеты тиражом не больше 299 экземпляров, не 



 3 

регистрирующие редакцию в качестве юридического лица, это требование не 
распространяется. 
 
26 марта сына известного бобруйского блогера Олега Желнова – 24-летнего Алексея 
Желнова – принудительно доставили в Минск в Республиканский научно-
практический центр психического здоровья для прохождения экспертизы  
психического состояния по запросу следователя. В этот день Алексея вызвали в УВД 
Бобруйского горисполкома для проведения следственных действий в рамках 
возбужденного против него уголовного дела. Когда он явился в назначенное время, 
следователь Сергей Дыбаль вызвал адвоката и двух сотрудников ОМОН. На машине 
ГАИ, в сопровождения ОМОН, Алексея отвезли в Минск.  
Отпустили Алексея в тот же день после проведения экспертизы. Сам блогер считает, 
что все это делается преднамеренно - чтобы оказать психологическое давление на 
их семью. 
Напомним, что 4 сентября 2013 г. отец и сын Желновы зафиксировали на видео 
нарушение правил дорожного движения (незаконная парковка) сотрудниками 
милиции. Они обратились с заявлением к работникам ГАИ и в итоге оба были 
задержаны. В январе 2014 против Алексея Желнова начали Уголовное дело по ст. 
364 (насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов 
внутренних дел), при задержании он якобы ударил по голове сотрудника ГАИ 
Александра Бутоўского. 
 
27 марта районный суд г. Горки продолжил рассмотрение иска председателя 
Горецкой районной организации Белорусского общества инвалидов (БелОИ) Тамары 
Колтуновой к редакции местной независимой газеты "УзГорак" и информационной 
компании БелаПАН. Участники процесса попросили судью ознакомиться с 
материалами дела, о котором шла речь в "спорных" публикациях. Следующее 
слушание назначено на 17 апреля в 10.30.  
Напомним, истец обвиняет СМИ в клевете и требует взыскать с них 50 млн. рублей. 
Тамара Колтунова считает, что перепечатанные "УзГоркам" материалы агентства 
БелаПАН с заседаний суда 2013 г. содержат клеветнические сведения. Тогда 
Колтунова судилась с четырьмя инвалидами, которых также обвиняла в клевете. 
Ответчики, в свою очередь, неоднократно обвиняли Колтунову в неуставной 
деятельности и несправедливом распределении гуманитарной помощи. 
Первоначально суд в Горках признал их виновными, но позже Могилевский 
областной суд удовлетворил жалобы ответчиц и посчитал их вину недоказанной. 
Юрист ОО "БАЖ" Олег Агеев, который наблюдает за ходом процесса, считает иск  
безосновательным. "Перепечатанные "УзГоркам" материалы БелаПАН были 
полностью нейтральными", – уверен юрист. 
 
28 марта редакция барановичской независимой газеты "Intex-press" подготовила 
жалобу в ЦИК по поводу нарушения прав журналистов во время местных выборов.  
Так, в первый день досрочного голосования на избирательном участке №47 члены 
участковой комиссии потребовали у журналистов "разрешения присутствовать на 
участке за подписью председателя ЦИК". Конфликт удалось урегулировать, не 
беспокоя Лидию Ермошину, но работа корреспондентов на этом участке была 
сорвана. На избирательном участке №27 23 марта председатель комиссии Юрий 
Хрищанович заявил корреспонденту "Intex-press", что запрещено делать фотосъёмки 



 4 

во время подсчета голосов. Только после каких-то телефонных консультаций 
председатель признал свою ошибку.  
Во время подсчета голосов на избирательном участке №27, а также на 
избирательном участке №26, где присутствовали журналисты, председатели 
комиссий не оглашали отдельно результаты подсчета по досрочному голосованию, 
голосования по месту нахождения избирателей и голосования в основной день 
выборов. 24 марта председатель Барановичской городской территориальной 
комиссии Тамара Шукало отказалась предоставить "Intex-press" результаты выборов 
по каждой из округ в г. Барановичи. Она назвала только количество голосов "за" 
каждого из кандидатов, порекомендовав смотреть остальные результаты в 
государственной газете "Наш край".  
Таким образом, в ходе этой избирательной компании, журналисты "Intex-press" 
столкнулись с препятствиями для деятельности, в первую очередь, из-за нарушений 
избирательного кодекса, что сказалось на полноте информации, переданной 
читателям. 
 
28 марта в Бресте корреспондентам информкомпании БелаПАН Александру Левчуку 
и Милане Харитоновой препятствовали освещать заседание городской комиссии по 
выборам депутатов местных советов. Сначала председатель комиссии захлопнул 
перед журналистами дверь в помещение и отказывался их пропустить. Позже 
корреспонденты все же сумели попасть на заседание, но здесь члены комиссии 
запретили им пользоваться фото-, видео- и аудиотехникой. 
По словам Александра Левчука, во время заседания комиссии один из ее членов 
заявил, что обратится в милицию с заявлением об оскорблении чиновника со 
стороны журналиста. Сами корреспонденты расценивают такое поведение членов 
комиссии как препятствование законной профессиональной деятельности 
журналистов. 
 
28 марта редактор "Бобруйского курьера" Анатолий Санотенко получил ответ на 
обращение в областную общественную наблюдательную комиссию при Главном 
управлении юстиции Могилевского облисполкома. Обращение касалось условий 
содержания в могилевской тюрьме бывшего сотрудника "Бобруйского курьера" 
Евгения Васьковича. 
Из письма следует, что 21 марта председатель общественной наблюдательной 
комиссии Виктор Сидоренко и еще один ее представитель посетили могилевскую 
тюрьму №4, где  побеседовали с руководством и сотрудниками тюрьмы, а также с 
самим Евгением Васьковичем. 
По итогам работы комиссии выяснилось, что с октября 2011 г. по декабрь 2013-го 
Васьковича 43 раза наказывали в дисциплинарном порядке, в том числе 27 раз 
помещали в штрафной изолятор (ШИЗО ) за 27 месяцев нахождения в тюрьме. 
Между тем, проверка условий содержания в ШИЗО выявила нарушение 
Минимальных стандартных правил, принятых на первом конгрессе ООН в 1955 г. 
Изолятор находится в подвальном помещении, не имеет окон с дневным светом. По 
мнению А. Санотенко, этот факт подтверждает подозрения, что Васьковича в тюрьме 
преследуют, подвергают его ежемесячным репрессиям. 
Напомним, Евгений Васькович был осужден на 7 лет заключения за символическую 
акцию возле стен бобруйского КГБ.  


