
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
25.05-14.06.2015 г. 
 
Рекордное количество судов с участием журналистов и рекордный штраф 

одному из них за нарушение ст. 22.9 КоАП (“незаконное изготовление и 

распространение продукции СМИ, а фактически – сотрудничество с зарубежным 

СМИ без аккредитации). В Гомеле фрилансера Наталью Кривошей оштрафовали 

на 9 миллионов рублей (более 500 евро, максимально возможный по этой статье 

штраф) за подготовку сюжета для “Белсата”. Это 21-ый по счёту штраф 

журналистам в 2015 г. за нарушение ст. 22.9 ч. 2 КоАП. Общая их сумма 

составляет более 108 млн рублей (более 6 тыс. евро).  

 

26 мая гродненские члены ОО "БАЖ" Александр Киркевич и Александр Денисов 
получили из Гродненского облсуда постановление об отклонении их кассационной 
жалобы на решение суда первой инстанции. Само рассмотрение кассации состоялось 
19 мая, но журналисты по разным причинам не смогли присутствовать. 
Напомним, 22 апреля судья Ленинского райсуда Гродно Елена Петрова признала 
Киркевича и Денисова виновными в нарушении ст. 22.9 КоАП за то, что они сделали 
для телеканала "Белсат" без аккредитации в МИД Беларуси видеосюжет о выставке 
слуцких поясов в Гродненском музее истории религии. Суд постановил взыскать с 
каждого штраф в размере 20 базовых величин. Журналисты намерены обжаловать 
это решение в высших судебных инстанциях. 
 
28 мая на украинско-белорусской границе в пункте пропуска Новая Гута белорусские 
пограничники задержали гомельского журналиста-фрилансера Константина 
Жуковского, который возвращался из Чернигова. Сначала, забрав паспорта для 
проверки, журналиста и его спутников держали около двух часов без объяснения 
причин. Потом сообщили, что они задержаны, и приказали выключить мобильные 
телефоны. Провели личный досмотр и осмотрели автомобиль. По словам 
пограничников, они искали "антиконституционную литературу и носители 
информации". Такие проблемы на границе при возвращении из Украины Жуковский 
имеет уже третий раз за последние 2 месяца. 
 
28 мая стало известно, что в Могилеве по жалобе журналиста Владимира Лапцевича 
привлекли к административной ответственности чиновника. Журналист жаловался, 
что главный специалист Могилевского областного Совета депутатов Евгений 
Нальгачев не предоставил ему Книгу жалоб и предложений. По результатам проверки 
Ленинским РОВД Нальгачева согласно ст. 9.24 КоАП оштрафовали на 4 базовые 
величины.  
В декабре 2014 г. Нальгачев уже получал замечание за то, что отказался предоставить 
журналисту Книгу замечаний и предложений после того, как не допустил Лапцевича на 
сессию Могилевского облсовета. Напомним, уже несколько месяцев корреспондент 
информационного агентства БелаПАН Владимир Лапцевич пытается попасть на 



открытые заседания Могилевского облсовета депутатов, однако ему отказывают в 
этом, ссылаясь на отсутствие в списке приглашенных.  
 
29 мая редакция негосударственной региональной газеты "Intex-press" сообщила о 
том, что на журналистский письменный запрос местный чиновник – начальник отдела 
жилищно-коммунального хозяйства Барановичского горисполкома Андрей Семашко – 
ответил издевательской отпиской. 
Корреспондент "Intex-press" Татьяна Некрашевич, работая над важной для города 
темой расселения жителей старых бараков, направила чиновнику ряд точно 
сформулированных вопросов. Редакция приводить несколько выдающихся ответов 
чиновника:  
- Какое количество семей не согласилось выехать из бараков на условиях, 
предложенных горисполкомом? 
- Некоторые граждане в настоящее время не желают переселяться со своих жилых 
помещений. 
- Какое количество семей еще не получило денежную компенсацию за собственное 
жилое помещение? По каким причинам жители не получили этих денег? 
- Не все семьи получили денежную компенсацию за их квартиры, поскольку сумма 
средств, предусмотренная на первый квартал 2015 года для выплаты компенсации, 
целиком израсходована. 
- Какое количество семей из бараков высказали согласие переехать в арендное 
жилье? 
- Все граждане, которые желали переселиться, получили жилые помещения в 
построенном многоквартирном жилом доме (…). 
Примечательно, что начальник отдела ЖКХ Барановичского горисполкома Андрей 
Семашко раньше уже игнорировал письменные запросы "Intex-press", передавал 
ответы на них в государственную районную газету.  
 
29 мая Брестский областной суд (судья Наталья Сурма) отклонил кассационную 
жалобу журналистки из г. Береза Тамары Щепёткиной, которая просила отменить 
решение Ленинского райсуда Бреста и направить ее дело на новое рассмотрение. 
Напомним, Тамару Щепёткину 27 апреля оштрафовали па ст. 22.9 ч. 2 КоАП 
(незаконное изготовление и распространение продукции СМИ) на 40 базовых величин. 
Основанием для составления протокола об административном правонарушении 
послужило то, что в январе журналистка якобы сделало интервью с сотрудником ГАИ 
Сергеем Нелиповичем, которое позже появилось на сайте "Беларускага Радыё 
Рацыя". Журналистка оспаривала как сам факт того, что делала в тот день интервью, 
так и дальнейшее появление его в Интернете. 
 
1 июня в Бресте на членов ОО "БАЖ", фрилансеров Милану Харитонову и Алеся 
Левчука напал незнакомец. Инцидент случился, когда в местном магазине журналисты 
снимали видеосюжет, как убирали с витрин табачные изделия после "Дня без табака". 
Вокруг камеры начал прыгать мальчик, мешая снимать. Милана Харитонова сделала 
ему замечание, после чего затеял конфликт отец ребенка. По словам А. Левчука, он 
вел себя агрессивно - хватал руками штатив, толкнул журналиста на землю, а после 
вызвал милицию. Поскольку у Миланы Харитоновой не оказалось при себе 
документов, обоих журналистов отвезли в Московский РОВД Бреста для установления 
личностей. Примерно через час, после опроса по поводу обстоятельств инцидента, 



журналистов отпустили без составления протоколов. Позже стало известно, что 
нападавший – бывший милиционер. 
 
1 июня судья суда Дзержинского района Инна Шайко постановила оштрафовать 
журналистов Ольгу Чайчиц и Сергея Кравчука на 30 базовых величин каждого (по 5 
млн 400 тыс. рублей). Обоих обвинили в нарушении ст. 22.9 КоАП ("незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ"). Основанием для составления 
протоколов стал сюжет из Фаниполя (Дзержинский район Минской области) о 
недопуске съемочной группы на общественное обсуждение генерального плана 
застройки города. Фанипольская милиция распечатала текст и изображения сюжета с 
сайта "Белсат" и обвинила журналистов в работе без аккредитации на зарубежный 
телеканал "Белсат".  
Ольга Чайчиц заявила в суде, что только собирала информацию, но не размещала ее 
на сайте "Белсата", поскольку не является сотрудницей этого СМИ. Поэтому считает, 
что обвинять ее в "изготовлении и распространении продукции СМИ" несуразно.  
Журналистов, которые приехали освещать судебный процесс Чайчиц и Кравчука, в 
зал суда допустили, но судья запретила вести фото- и видеосъемки. 
 
3 июня суд Ленинского района Бреста (судья Дмитрий Шурин) оштрафовал 
независимую журналистку Алину Литвинчук в общей сложности на 60 базовых величин 
за двойное нарушение законодательства о СМИ. В суде рассматривались сразу два 
административных дела журналистки согласно ст. 22.9 КоАП. Основанием для 
судебного преследования стали две публикации на сайте "Беларускага Радыё Рацыя": 
интервью с предпринимательницей на благотворительной ярмарке и интервью с 
педагогом Центра дополнительного образования детей и молодежи.  
В суде фигурировали распечатки упомянутых материалов, также в суд в качестве 
свидетелей вызвали обеих собеседниц журналистки. Они сообщили, что имели 
беседы с сотрудниками КГБ в деле их контактов с Литвинчук. В своем постановлении 
судья Шурин также опирается на "информацию начальника УКГБ по Брестской 
области". 12 июня Алина Литвинчук направила кассационную жалобу в Брестский 
облсуд, чтобы обжаловать вынесенный ей штраф. 
 
4 июня Минский областной суд отклонил кассационную жалобу редакции газеты 
"Борисовские новости" и автора письма в редакцию. Они добивались пересмотра 
решения суда первой инстанции, который удовлетворил иск участковой медсестры о 
защите деловой репутации и взыскании денежной компенсации морального вреда. 
Напомним, 25 апреля суд Борисовского района удовлетворил иск участковой 
медсестры Пантелей Е.С. к "Борисовским новостям" и автору письма в редакцию 
Козловской Л. Судья Инна Войтко признала не соответствующими действительности 
и позорными для деловой репутации истца сведения, распространенные в статье под 
заголовком "Кто виноват в смерти пациента 2-ой поликлиники?", опубликованной 24 
декабря 2014 г. в выпуска "БН" № 52.  
 
4 июня суд Кричевского района (судья Катерина Шматкова) прекратил 
административное дело против издателя газеты "Вольны горад" Владимира 
Кудрявцева в связи с истечением срока привлечения его к административной 
ответственности. Срок закончился 4 июня 2015 г. в 13 часов. В. Кудрявцева обвиняли 
в клевете на оперуполномоченного Кричевского РОВД Александра Демешко. 



В повторном административном протоколе, составленном 25 мая, начальник отдела 
охраны правопорядка и профилактики Кричевского РОВД подполковник Усик писал, 
что Кудрявцев подготовил "заведомо ложный оскорбительный вымысел" в отношении 
А. Демешко. А именно – дал на сайт spring96.org для публикации информацию, что тот 
угрожал ему уголовным делом. (В материале говорилось о попытке Кудрявцева 
привлечь к ответственности начальника отдела идеологии, культуры и по делам 
молодежи Кричевского райисполкома Марину Максимову. Упоминался в тексте и 
оперуполномоченный А. Демешко, который проводил проверку по заявлению 
Владимира Кудрявцева.) Кудрявцев своей вины не признал и утверждал, что клеветы 
не распространял.  
 
5 июня суд Будо-Кошелевского района рассмотрел административные протоколы в 
отношении гомельских журналистов-фрилансеров Константина Жуковского и Натальи 
Кривошей. Обоих признали виновными в нарушения ч. 2 ст. 22.9 КоАП ("незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ") и оштрафовали на 20 базовых 
величин каждого (3 млн 600 тыс. рублей). Основанием для составления милицейских 
протоколов стала подготовка журналистами видеосюжета о сносе домов в Буда-
Кошелеве накануне "Дожинок". Позже сюжет использовал телеканал "Белсат". Суд 
состоялся без участия журналистов: К. Жуковский не знал о заседании, а Н. Кривошей 
по телефону пригласили на суд за несколько часов до рассмотрения дела. 
 
8 июня члена ОО "БАЖ" Павла Дайлида вызвали в прокуратуру Ивацевичского района 
и вручили письменное предупреждение "о недопустимости осуществления 
правонарушений". Документ подписан заместителем прокурора Сергеем Жуковичем. 
В нем сообщается, что районная прокуратура провела проверку согласно информации 
Березовского РОВД и пришла к выводу, что Павел Дайлид нарушил Закон "О СМИ". 
Речь идет о публикации "Бунт в Спорове: крестьяне требуют вернуть им озеро" на 
сайте Радио "Свобода".  
"Тот материал про Споровское озеро вызвал широкий резонанс. Я считаю, что 
получить прокурорское предупреждение за него – признание моей работы, поскольку 
и таким образом власти замечают независимую журналистику", – шутит ивацевичский 
журналист.  
 
9 июня судья Центрального района Гомеля Алеся Осипова оштрафовала журналиста-
фрилансера Константина Жуковского на 30 базовых величин (5 млн 4 тыс. рублей) за 
незаконное изготовление продукции СМИ (22.9 КоАП). 
Основанием стал административный протокол, подписанный начальником отдела 
общественного правопорядка и профилактики Центрального РОВД Гомеля Юрием 
Паниным. Согласно протокола, 15 апреля на телеканале "Белсат" был показан сюжет 
под названием "Самоубийство преподавательницы". Милиционер убеждал, что 
"сюжет незаконно подготовил гражданин Константин Жуковский, который не имеет 
аккредитации на территории Республики Беларусь в качестве корреспондента 
польского телеканала". Видео было посвящено ситуации вокруг самоубийства 
преподавательницы ГГУ имени Ф. Скорины, которая опасалась потерять свою работу 
и квартиру из-за действий руководства ВУЗ. 
На основании милицейских протоколов в этом году суды штрафовали гомельского 
журналиста Константина Жуковского 6 раз в общей сложности на 25 миллионов 
рублей. Журналист считать это открытым давлением за журналистскую и 
общественную деятельность.  



 
10 июня судья Центрального района Гомеля Марина Дамненко наказала местную 
журналистку-фрилансера Наталью Кривошей максимально возможным 
административным штрафом за "незаконное изготовление и распространение 
продукции СМИ" без аккредитации для телеканала "Белсат" – 50 базовых величин, что 
соответствует 9 млн рублей. 
Административное дело по ч. 2 ст. 22.9 КоАП в отношении журналистки возбудил 
Центральный РОВД Гомеля по инициативе УВД Гомельского облисполкома. 
Основанием для этого стал видеосюжет "Самоубийство преподавательницы", 
показанный 15 апреля в эфире спутникового телеканала "Белсат". За упомянутый 
сюжет 9 июня оштрафовали К. Жуковского. Суд не учел аргументов журналистки, что 
она не могла изготовить "продукцию СМИ", не имея видеокамеры или другой техники, 
а тем более распространить ее с территории Польши через телеканал "Белсат". 
Отклонила судья и ходатайство обратиться к законотворцам за объяснением: кто все 
же изготавливает и распространяет "продукцию СМИ" – фрилансер как физическое 
лицо или редакции газет и телеканалов как юридические лица. 
В 2015 г. это уже третий административный штраф Натальи Кривошей за "незаконное 
изготовление и распространение продукции СМИ". В целом сумма ее штрафов 
составляет 18 млн рублей. И это 21-й по счету штраф журналистам в 2015 г. за 
нарушение ст. 22.9 ч. 2 КоАП. Общая их сумма составляет более 108 млн рублей 
(более 6 тыс. евро).  
 
10 июня в Минске на крыльце поликлиники №20 были задержаны журналисты-
фрилансеры, члены ОО "БАЖ" Аркадий Нестеренко и Анастасия Хролович. Инцидент 
случился около 7.40 утра, когда журналисты делали видео-опрос посетителей 
медучреждения, вынужденных па несколько часов стоять в очереди за талонами к 
врачам. Сначала журналисты беседовали с людьми внутри поликлиники, 
представители администрации попросили их выйти на улицу, а затем, как выяснилось, 
вызвали милицейский наряд. 
Задержанных журналистов доставили во Фрунзенский РУВД, где продержали около 5 
часов. У них удалили видеозапись, составили протокол опроса, а также провели 
"профилактическую беседу" о запрете на съемки в административных зданиях без 
специального разрешения. При беседе присутствовал человек в штатском. 
 
12 июня журналисту "Беларускага Радыё Рацыя" Радославу Домбровскому запретили 
въезд в Беларусь. Журналист собирался посетить Беловежскую пущу в формате 
безвизового режима вместе с первой туристической группой из Польши. На 
пограничном переходе Грудки-Переров во время проверки документов ему поставили 
в паспорт штамп "въезд запрещен". Согласно Домбровскому, на границе информацию 
о статусе его как невъездного сообщила компьютерная система пограничной службы. 
Пограничники не смогли пояснить причин этого и посоветовали обратиться в 
консульство либо МИД Беларуси.  
Журналист отмечает, что полтора года тому ему уже было отказано в белорусской 
визе. Он намерен обращаться в белорусские дипломатичные органы с просьбой 
пояснить причину запрета въезда на территорию Беларуси. 
 
 


