
 1 

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
26.05.-08.06.2014 г. 
 
Отставка министра информации Олега Пролесковского, произошедшая в 
указанный период, не обещает практически никаких перемен, если не произойдет 
глобальных изменений в политике руководства страны. Таково мнение многих 
представителей независимого журналистского сообщества Беларуси. «Замена 
одного винтика другим к послаблениям не приведет. На то, что новый министр 
поймет проблемы пишущей братии, рассчитывать тоже не приходится: в кресло 
главы Мининформа журналисты давно не попадали», – отмечают аналитики.  
 
27 мая Кореличский районный суд Гродненской области рассмотрел дело Алеcя 
Залевского, штатного сотрудника Польского общественного телевидения TVP, частью 
которого является спутниковый телеканал "Белсат". Журналиста обвинили в работе без 
аккредитации на зарубежное СМИ. На основании милицейского протокола суд признал 
журналиста виновным в нарушении законодательства и оштрафовал на 30 базовых 
величин (около 327 евро) согласно статье 22.9 КоАП РБ (незаконное изготовление и 
распространение продукции СМИ). Залевский с решением суда не согласен и намерен 
обжаловать его в высшей судебной инстанции. 
 
27 мая начальник отдела организационно-кадровой работы Барановичского 
горисполкома Татьяна Чилик отказала независимой региональной газете "Intex-press" в 
предоставлении информации. Корреспондент Артём Горбацевич обратился к ней с 
вопросом, во сколько обошелся городскому бюджету трехдневный праздник города с 
фейерверком и приездом в Барановичи белорусского финалиста Евровидения Тео. 
В ответ чиновница заявила: "Я не буду давать вашей газете информацию, потому что не 
хочу с вами вообще разговаривать". В результате, чтобы получить ответы на свои 
вопросы, независимое издание направило в горисполком письменный запрос. 
 
28 мая брестские активисты Объединенной гражданской партии распространили 
заявление с требованием возобновить в городе трансляцию украинских телеканалов. 
Поводом для заявления стало то, что операторы телевизионных кабельных сетей 
Бреста приостановили вещание украинских телеканалов "1+1" и "Интер", сославшись на 
постановление Совета Министров РБ. 
По мнению общественных активистов, указанные телеканалы в своих программах 
новостей были единственными, кто отробажал позицию Украины "в этот тяжелый и 
трагический для страны период". Таким образом, говорится в заявлении, для тысяч 
брестчан – уроженцев Украины "отключение каналов оборвало телевизионную связь с 
исторической родиной", а у граждан РБ значительно уменьшился объем получаемой 
информации о событиях в соседней стране. "На фоне тотального информационного 
засилия российских телеканалов этот шаг брестских телеоператоров, какими бы 
мотивами они ни руководсововались, не может не вызывать обоснованных подозрений в 
политической подоплеке этого решения", – считают авторы заявления. 

http://journalby.com/news/naznachaya-ministrov-informacii-gosudarstvo-plyuet-v-lico-zhurnalistam-188


 2 

 
28 мая общественный активист из Бобруйска, местный лидер Объединенной 
гражданской партии Виктор Бузинаев получил по почте письмо из Бобруйского УВД. В 
документе сообщалось, что в отношении него было возбуждено административное дело 
и проводилась проверка по факту распространения газеты "Новы Час". Дело было 
прекращено в связи с отсутствием в действиях Бузинаева состава правонарушения, 
предусмотренного ч. 2 ст. 22.9 КоАП (незаконное изготовление и распространение 
продукции СМИ), - сообщается в послании. 
По словам самого Бузинаева, о производстве этого административного дела он узнал 
только из этого письма. Основанием для проверки стала информация о том, что 7 мая 
на центральном рынке города активист распространял газету "Новы Час". Как отмечает 
Виктор Бузинаев, все необходимые документы, которые позволяют распространение 
газеты, у него есть. 
 
30 мая стало известно, что журналист-фрилансер, член ОО "БАЖ" Николай Бенько 
обратился в суд Центрального района Гомеля с жалобой на незаконность официального 
предупреждения, вынесенного ему 5 марта первым заместителем прокурора Гомельской 
области Вадимом Сущинским. 
Напомним, прокуратура обвинила Н. Бенько в подготовке информационных материалов 
без аккредитации для зарубежного СМИ – "Беларускага Радыё Рацыя". 
Фрилансер пытался обжаловать официальное предупреждение у прокурора Гомельской 
области Сергея Аземши и генерального прокурора Александра Конюка, но 
безрезультатно. 
 
2 июня стало известно, что редакции барановичской независимой газеты "Intex-press" 
опять отказали в распространении через подписные каталоги и газетные киоски. 
Издание в мае обратилось к государственным организациям системы распространения с 
просьбой о сотрудничестве во втором полугодии 2014 года. От всех пришли ничем не 
мотивированные отказы. 
РУП "Белпочта" как всегда сослалась на то, что формирование подписного каталога 
печатных СМИ является правом предприятия. Участники гражданских правоотношений 
"свободны в установлении своих прав", и "на основании вышеназванного включение в 
каталог "Intex-press" не представляется возможным", - заявляет руководство "Белпочты". 
Брестский филиал РУП "Белпочта" и "Брестоблсаюзпечать" ответили в том же духе, 
предупредив редакцию, что "принуждение к заключению договора не допускается". 
Таким образом, уже девятый год независимая региональная газета "Intex-press" 
безрезультатно пытается вернуться в систему распространения, откуда ее вместе с 
другими независимыми изданиями исключили накануне президентских выборов 2006 
года. 
 
3 июня в Минске во время торжественного открытия новой станции метро "Малиновка" 
милиционеры под угрозой задержания приказали журналистке независимой газеты 
"Наша Ніва" удалить с фотокамеры снимки. Ирина Ореховская сфотографировала, как 
правоохранитель выводит из метро нетрезвого мужчину. 
 



 3 

4 июня в Могилёвском областном суде состоялось судебное рассмотрение жалобы 
блогера Олега Желнова на решение суда Бобруйского района и г. Бобруйска от 14 мая, 
которым Желнов был оштрафован на 50 базовых величин за нарушение ст. 23.4 КоАП 
("Неподчинение законному распоряжению либо требованию должностного лица при 
исполнении им служебных полномочий"). 
"Неподчинение", по мнению сотрудников милиции, заключалось в том, что 27 марта в 
помещении УВД Бобруйского горисполкома Желнов не сдал в камеру хранения 
"запрещенные вещи", в частности, мобильный телефон. Сам Желнов считает, что таких 
требований к нему никто не предъявлял, а сами эти требования незаконны. 
Могилёвский областной суд в лице судьи Гладкого оставил решение бобруйского суда в 
силе. Олег Желнов собирается обжаловать решение областного суда. 
 
4 июня суд Кричевского района рассмотрел заявление издателя независимой газеты 
"Вольны горад" Владимира Кудрявцева о пересмотре решения суда Кричевского района 
от 10 сентября 2013 г. по вновь открытым обстоятельствам. В итоге судья Антонина 
Кочанова постановила отменить решение Кричевского райсуда от 10 сентября 2013 года 
и вернуть взысканные деньги издателю газеты "Вольны горад" Владимиру Кудрявцеву. 
Напомним, 10 сентября 2013 г. та же судья Кричевского райсуда Антонина Кочанова 
удовлетворила иск государственного строительного предприятия КУП "Чериковская 
ПМК-280" и постановила взыскать с журналистов "Вольнага горада" сумму в размере 945 
000 рублей в пользу ПМК на покрытие судебных расходов и оплату услуг адвоката. 
Такое решение основывалось на решения судьи Кричевского райсуда Александра 
Курилина от 17 июня 2013 года по иску о защите деловой репутации со стороны 
"Чериковской ПМК №280" против газеты "Вольны горад". Тогда суд признал 
распространенные в "Вольном горадзе" (№4 от 3 февраля 2013 г.) в статье "Крепостные" 
сведения относительно КУП "Чериковская ПМК №280" не соответствующими 
действительности и обязал издание опубликовать опровержение. Позже решение 
Кричевского райсуда от 17 июня было отменено президиумом Могилёвского областного 
суда. 
Тем временем, КУП "Чериковская ПМК №280" обратилось в Экономический суд 
Могилёвской области с заявлением против газеты "Вольны горад". 
 
4 июня Олег Пролесковский указом президента освобожден от должности министра 
информации Беларуси. Причина отставки не указывается. 
Белорусские журналисты и медиаэксперты вспоминают Пролесковского как 
репрессивного чиновника. Во время его работы министром информации произошло 
закрытие "Авторадио" после президентских выборов 2010 г., лишение лицензии 
издательства "Логвинов" после выпуска альбома "Пресс-фото Беларуси-2011", 
упоминаются иски о закрытии "Нашай Нівы" и "Народной волі", с которыми в середине 
2011 г. в суд обращалось именно Министерство информации. 
6 июня стало известно, что исполняющей обязанностей министра информации 
Беларуси назначена Лилия Ананич, занимавшая раньше должность первого 
заместителя министра.  
 
6 июня суд Ленинского района Бреста отклонил иск о защите чести и деловой репутации 
против независимого издания "Брестская газета". Истец требовал взыскать с городской 



 4 

газеты и её журналистов Марты Мартынюк и Дмитрия Босака по 30 миллионов рублей. 
По просьбе заявителя судебный процесс слушался в закрытом режиме. В результате 
рассмотрения дела суд постановил отклонить иск.  


