

## Неделя СМИ

### *Информационная рассылка*

*ОО "Белорусская ассоциация журналистов"*

*13-26.05.2013 г.*

Министерство информации перерегистрировало негосударственный журнал "Arche. Пачатак". Получить удостоверение о регистрации изданию удалось с пятой попытки. Первый раз с просьбой внести изменения в удостоверение о регистрации редакция "Arche" обратилась в ноябре 2012 года.

«Двум событиям – перерегистрация "Arche" и прекращение дела Андрея Почобута – как мне кажется, можно было бы дать высокую оценку, если забыть, что прошлым летом эти дела возникли абсолютно на пустом месте, - считает заместитель председателя ОО «БАЗ» Андрей Бастунец. – Поэтому мы не имеем никаких гарантий, что подобная ситуация не повторится. Тем более, что буквально месяц назад белорусский суд признал экстремистскими материалами фотоальбомы «Пресс-фото Беларуси-2011». Ну и, безусловно, нельзя не обратить внимания на недавнюю серию арестов независимых журналистов. Все последние факты, я думаю, свидетельствуют о косметическом характере перемен в сфере СМИ, которые якобы осуществили власти».

**13 мая** адвокат арестованных журналистов, членов БАЗ Дмитрия Галко и Александра Ярошевича направил кассационные жалобы на имя председателя Минского городского суда. Он обжаловал решения судей Московского района Минска Евгения Хаткевича и Татьяны Мотыль, которые **7 мая** осудили журналистов на административные аресты сроком 10 и 12 суток.

**13 мая** Министерство юстиции ответило на жалобу о недопуске заместителя председателя ОО "БАЗ" Андрея Бастунца в качестве представителя общественности на судебный процесс об экстремизме в альбомах "Пресс-фото Беларуси - 2011". Заместитель министра Игорь Тушинский сообщает, что этот вопрос не в компетенции Минюста. Это право, согласно чиновнику, принадлежит к исключительной компетенции высших судов и органов прокуратуры.

**16 мая** БАЗ получил ответ (датирован **8 мая**) на эту же жалобу от председателя Гродненского областного суда Александра Гринкевича. Судья пишет, что "окончательный ответ... будет дан после рассмотрения указанного дела судом кассационной инстанции, поскольку до вступления в законную силу дело для проверки изложенных в обращении фактов не может быть затребовано из суда". Напомним, что заместителя председателя ОО "БАЗ" Андрея Бастунца и председателя юридической комиссии РПОО "Белорусский Хельсинский комитет" Гарри Погоняйло **17 апреля** не допустили к участию в судебном процессе. В качестве заинтересованных лиц в нем выступали члены БАЗ Вадим Замировский, Юлия Дорошкевич и Александр Васюкович.

**16 мая** гродненский журналист Владимир Хильманович сообщил, что во время его визита в управление КГБ по Гродненской области **26 апреля** сотрудник госбезопасности предупредил, что ряд статей журналиста могут подпадать под уголовную статью о дискредитации Республики Беларусь (ст. 369 ч. 1 УК). Речь шла о публикациях журналиста в белостоцкой газете "Ніва".

Напомним, 25 апреля на мобильный телефон журналиста позвонил сотрудник КГБ, который представился фамилией Долгих, и предложил явиться для беседы "в рамках компетенции деятельности управления КГБ".

**17 мая** Белстат опубликовал сведения, что 46,9% белорусов пользуются интернетом. А количество абонентов за последний год выросло почти на 22,8%, и по состоянию на начало 2013 года этот показатель достигает 883 на 1 000 человек населения. По данным выборочного обследования, жители Беларуси пользовались интернетом дома - 42,1%, по месту работы (учебы) - 2,4%, в интернет-кофе (клубе), в отделениях связи - 0,2%, у друзей, родственников - 0,3%.

**17 мая** суд Октябрьского райсуда Витебска (судья Елена Протас) признала местных членов Партии БНФ Леонида Автухова и Константина Смоликова виновными в нарушении «Закона о СМИ» и оштрафовала каждого на 30 базовых величин (3 млн. рублей). Напомним, 22 марта, активисты распространяли партийный бюллетень "Магістрат". Их задержали, обвинили в призывах к организации несанкционированного митинга и арестовали на 5 суток.

Через месяц против них было начато новое административное дело. Согласно милиционерам, количество изъятых экземпляров бюллетеня превышало заявленный тираж (т. е. больше 299 экземпляров). Причем бюллетени сотрудники милиции в присутствии задержанных не пересчитывали. И во время суда свидетельствовали, употребляя такую единицу измерения, как "большая кипа" или "толстая пачка", - сообщают активисты.

**17 мая** стало известно, что главный редактор государственной районной газеты "Жыццё Палесся" (г. Мозырь) предупрежден о недопустимости оскорбления цыган. Об этом сообщается в ответе заместителя председателя Мозырьского райисполкома Федора Галюка на жалобу гомельского правозащитника Марии Климович.

Поводом жалобы стала статья в государственном издании на основании милицейских сводок, в которой преступников характеризовали согласно с национальной принадлежностью. Правозащитница жаловалась в прокуратуру, но ответ получила из исполкома.

**20 мая** Министерство иностранных дел Беларуси в пятый раз отказало в аккредитации корреспонденту "Беларускага Радыё Рацыя" из Гродно, члену БАЗ Виктору Парфёенко. Соответствующее постановление комиссии МИД по рассмотрению вопросов аккредитации журналистов зарубежных СМИ подписала заместитель начальника управления информации МИД Мария Ваньшина.

В. Парфёенко высказал намерение и дальше просить аккредитацию: "Либо МИД, наконец, меня "узаконит", либо пусть и впредь показывает свое настоящее реакционное отношение к свободе слова", - говорит журналист.

Напомним, уже 5 лет Парфёенко пытается получить разрешение работать легально. **21 февраля 2012 г.** журналист получил прокурорское предупреждение за нарушение ст. 35 закона "О СМИ" - сотрудничество с зарубежным СМИ без аккредитации.

**20 мая** стало известно, что жители г. Барановичи направили в Администрацию президента коллективное обращение с требованием вернуть в телесеть канал "Евроньюс", ввести белорусскоязычный независимый телеканал "Белсат", а также дать возможность смотреть телеканалы соседей: Польши, России и Украины без цензуры.

Это уже третье обращение в разные инстанции, но результатов до сих пор нет, - говорит организатор обращения Григорий Грик. Активист высказывает надежду, что Администрация президента сделает шаги для исполнения статей 33 и 34 Конституции РБ, гарантирующих гражданам право получать правдивую и объективную информацию.

**21 мая** Минский городской суд (судья Владимир Карнов), рассмотрев кассационные жалобы по делам журналистов, членов БАЖ Александра Ярошевича и Дмитрия Галко, оставил обвинительный приговор журналистам. В своих жалобах на приговор Московского райсуда адвокат задержанных журналистов Александр Галиев делал акцент на большом количестве неточностей и нарушений, имевших место на процессе. Осужденные журналисты, в свою очередь, сообщили об обстоятельствах задержания и действиях сотрудников милиции. В частности, о том, что милиционеры не представлялись, не объясняли причины задержания, не дали возможности ознакомиться с протоколом административного нарушения и т.д.

Несмотря на это судья Карнов "не нашел оснований" отменить административное наказание. Ярошевич и Галко с таким решением не согласны и намерены обжаловать его в Верховном суде.

Напомним, что Дмитрия Галко и Александра Ярошевича задержали вечером **6 мая**. Их доставили в Московское РУВД Минска, где составили протоколы. На следующий день журналистов признали виновными в хулиганстве и неподчинении милиции и наказали арестом: Галко - на 10 суток, Ярошевича - на 12.

**22 мая** Министерство информации перерегистрировало негосударственный журнал "Arche. Пачатак". Получить удостоверение о регистрации изданию удалось с пятой попытки. Первый раз с просьбой внести изменения в удостоверение о регистрации редакция "Arche" обратилась в ноябре 2012 года.

По словам Алеся Пашкевича, который определенное время исполнял обязанности главного редактора журнала и занимался его перерегистрацией, "последний" поданный в Мининформ пакет документов ничем в особенности не отличался от предыдущих. Просто были добавлены определенные сведения о главном редакторе Валерии Булгакове, который уже находится на родине и готов опять управлять журналом.

**22 мая** редакция негосударственной барановичской газеты "Intex-press" сообщила, что получать информацию от местных чиновников стало еще сложнее. В частности, корреспонденту издания Людмиле Прокоповой не удалось получить сведения о том, кому продали здание бывшего Дома пионеров, который входит в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Заместитель директора - начальник отдела организации и проведения аукционов и конкурсов фонда "Брестоблимущество" Владимир Мацукевич отказался назвать корреспонденту победителя аукциона, поскольку, по его словам, "в законе не прописано, что необходимо публиковать информацию об участниках и победителях". Начальник управления экономики Барановичского горисполкома Раиса Уласович также ничего не сообщила о проведенном аукционе и покупателе. Потому что "все, что хотела, сказала "Нашаму краю"", - заявила чиновница.

**22 мая** независимая журналистка, член БАЖ Алина Скрабунова по повестке посетила Октябрьское РОВД г. Могилева. Сотрудник милиции сообщил, что из прокуратуры Бельничского района поступило поручение провести опрос по поводу коллективной жалобы руководства СПК "Лебедянка" на журналистов Алину Скрабунову, Евгения Глушкова, Бориса Вырвича и общественного активиста Валерия Вусика. Поводом для этого стала якобы лживая информация о внутренней ситуации в сельскохозяйственном кооперативе, распространенная журналистами.

В милиции у Алины интересовались, является ли она журналисткой, имеет ли аккредитацию, предъявляла ли удостоверение "Белсат", а также по какому поводу проводились съемки в СПК "Лебедянка" **22 февраля** текущего года.

Журналистка отказалась отвечать на вопросы, сославшись на ст. 27 Конституции.

**23 мая** стало известно, что съемочной группе телеканала "Белсат" отказали в аккредитации на концерт рок-группы N.R.M. Продюсер мероприятия Павел Каширин объяснил отказ решением владельца частного клуба "Гудвин", где проходил концерт, запретить любимые видеосъемки. Согласно его словам, этот запрет касался не только журналистов телеканала "Белсат".

Напомним, что в прошлом году журналисты "Белсата" уже попадали в аналогичный конфликт с организаторами концерта Александра Кулинковича в том же "Гудвине".

**23 мая** министр информации Беларуси Олег Пролесковский заявил, что в стране нет проблем со свободой слова, а пресса соответствует мировым стандартам. Согласно чиновнику, в Беларуси более 1,5 тыс. зарегистрированных печатных изданий, почти 300 электронных СМИ, информационные агентства. Также министр назвал закон о СМИ в Беларуси "очень демократичным".

"Мы открытое пространство. Ко мне как к министру информации каких-либо серьезных обращений, претензий нет. У нас очень простая форма регистрации СМИ, даже иногда у наших соседей она более сложная. Мы открыты для диалога", - заявил Пролесковский журналистам перед открытием Белорусского международного медиафорума.

**23 мая** среди жителей Слонимщины начался сбор подписей под обращением с требованием вернуть негосударственное местное издание "Газету Слонимскую" в распространение через киоски "Белсоюзпечати" и подписку "Белпочты". Коллективное обращение слонимчане направят в Администрацию президента, Министерство информации, предприятиям "Белпочта" и "Союзпечать" и другие инстанции.

Напомним, что несколько месяцев тому в адрес Администрации президента, Палаты представителей, РУП "Белпочта" и РУП "Белсоюзпечать" было направлено подобное коллективное обращение с более 300 подписями. На просьбу граждан о включении газеты в систему распространения через РУП "Белпочта" его руководство уже который год дает один и тот же ответ: оно считает нецелесообразным включение в подписной каталог "Газеты Слонимской".

**24 мая** председателя Гомельского филиала ОО "БАЗ" Анатолия Готовчица вызвали в областную прокуратуру для дачи объяснений. Как выяснилось - о видеосюжете "Люди на воде", показанном 24 апреля в новостной программе телеканала "Белсат". В материале рассказывалось о наводнении в деревне Якубовцы, о том, что природное стихийное бедствие затронуло десятки семей. В сюжете несколько минут о ситуации рассказывает спасатель.

Оказалось, что он направил в прокуратуру жалобу о нарушении своих прав, поскольку он не хотел давать каких-либо интервью зарубежному телеканалу "Белсат". Анатолий Готовчиц объяснил прокурору, что готовил материал для информагентства БелаПАН и представлялся его корреспондентом. И никаких материалов "Белсату" не отправлял.