

Неделя СМИ

*Информационная рассылка
ОО "Белорусская ассоциация журналистов"*

17 - 23.12.2012 г.

Согласно закону "О республиканском бюджете РБ", общая сумма, выделенная в бюджете на государственные СМИ, составляет 669 206 189,2 тыс. руб., или около 60 млн. евро. Большая часть этих денег предназначена на нужды телевидения и радиовещания - 514 674 681,3 тыс. руб., или около 46 млн. евро. На периодическую печать и издательства выделено 70 128 094,4 тыс. руб. - около 6 млн. евро. 84 403 413,5 тыс. руб. (около 7,5 млн. евро) отводится на "другие вопросы в области СМИ".

"То, что финансирование увеличилось по сравнению с прошлым годом (в 2012 году на поддержку государственных СМИ расходовали около 45,5 млн.), выглядит довольно удивительно на фоне заявлений государственных чиновников о режиме жесткой экономии и о необходимости государственным СМИ зарабатывать самим", - отмечает заместитель председателя БАЖ Андрей Бастунец.

18 декабря члены Слонимского объединения демократичных сил начали акцию в поддержку негосударственной региональной "Газеты Слонимской". Активисты предлагают жителям Слонимского района поставить подписи под обращением в РУП "Белпочта" и РУП "Белсоюзпечать". В письме высказывается просьба срочно вернуть независимое издание в систему распространения. "Мы этим высказываем свой протест и неудовольствие, поскольку считаем, что все средства массовой информации должны быть наделены одинаковыми условиями деятельности и распространения", - говорится в обращении.

Напомним, начиная с 2006 года "Газета Слонимская", как и ряд других негосударственных изданий общественно-политической тематики, лишена возможности попадать к читателям через подписку "Белпочты" и через продажу в газетных киосках "Белсоюзпечати". Эти государственные предприятия являются монополистами в своей сфере деятельности.

18 декабря стало известно, что политзаключенный экс-кандидат на должность президента Николай Статкевич по-прежнему не получает негосударственную газету "Новы Час", на которую его еще год назад подписала редакция издания. Администрация исправительных учреждений ссылается на отсутствие газеты в подписном каталоге "Белпочты".

В ноябре главный редактор "НЧ" Алексей Король обращался с официальной жалобой на этот счет в Департамент исполнения наказаний (ДИН) МВД, Управление ДИН по Могилевской области, прокуратуру Могилевской области и могилевскую тюрьму №4, где удерживают Статкевича. Редактор объяснял, что "Новы Час" - официально зарегистрированное издание, и что "ни Уголовно-исполнительный кодекс РБ, ни Правила внутреннего распорядка не содержат ограничений на получение изданий, оформленных исключительно по каталогу "Белпочты"".

По сути дела отписались редакции только из могилевской тюрьмы и из Управления Департамента исполнения наказаний (УДИН) по Могилевской области. (Могилевская прокуратура и МВД перенаправили жалобу в то же УДИН).

Начальник тюрьмы №4 А. Дмитриев ответил **10 декабря**, что Статкевич "подписывается на печатные СМИ, которые получает в полном объеме и в установленные сроки". А "по вопросу оформления подписки на газету "Новы Час" к администрации тюрьмы не обращался". Доставка же "может быть организована в случае оформления подписки в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 89 УПК РБ и пункту 275 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". Начальник УДИН по Могилевской области В. Скоморох в письме от **7 декабря** ответил, что "индивидуальная подписка осужденных на периодические издания организуется через администрацию учреждения", а Статкевич с просьбами насчет "Новага Часу" к администрации тюрьмы №4 не обращался.

19 декабря негосударственная региональная газета "Борисовские новости" обратилась в Борисовский райисполком с просьбой рассмотреть возможность размещения информации об издании на сайте исполкома в разделе "СМИ".

Напомним, на сайте районной администрации поданы сведения о ряде государственных и частных региональных СМИ. Вместе с тем, о печатном издании "Борисовские новости", которое имеет полностью официальный статус и регистрацию в Министерстве информации, какие-либо сведения отсутствуют.

19 декабря стало известно, что Рогачевский райисполком пытается лишить независимый сайт vrogacheve.ru местной символики - геральдического изображения рога в золотом поле. Заместитель председателя райисполкома по вопросам идеологии Василий Корольчук прислал письмо общественному активисту, нынешнему редактору сайта Денису Дашкевичу с требованием снять изображение рога с информационного интернет-ресурса.

"В соответствии с положением о гербе города Рогачева, утвержденном решением Рогачевского районного совета 4 мая 2001 года №13/4 "Об утверждении флага и герба города Рогачева и Рогачевского района", право на использование символики Рогачева и Рогачевского района дается Рогачевским райисполкомом. На сайте vrogacheve.ru используется герб Рогачева без согласования с райисполкомом", - пишет чиновник.

20 декабря в суде Московского района г. Бреста было назначено рассмотрение дела по иску члена БАЖ Миланы Харитоновой к корреспонденту государственной газеты "Брестский вестник" Владимира Миневича. Ответчик в суд не явился, сославшись на необходимость срочно уехать в командировку. Следующее заседание назначено на **11 января** 2013 года.

Милана Харитонова пытается защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию, после того как на одном из городских интернет-ресурсов в марте 2012 года были размещены оскорбительные в отношении ее высказывания анонимного автора. Независимая фотожурналистка обратилась в милицию с заявлением - с просьбой найти и наказать лицо, которое оставляло корреспонденции. Выяснилось, что их автором был Владимир Миневич. Кроме опровержения сделанных в комментариях выводов, М. Харитонова требует от журналиста государственной газеты 3 миллиона рублей в качестве компенсации нанесенного морального вреда.

20 декабря Представительство Европейского Союза высказало сожаление по поводу распространения белорусским государственным телеканалом "Беларусь 1" "некорректной и ложной информации о целях и содержании Европейского диалога по модернизации". Согласно пресс-релизу Представительства ЕС, такая информация прозвучала **16 декабря** в репортаже "Псевдомодерн" в программе "Журналистское расследование".

"Что стоит за новым проектом евробюрократии? Почему диалог начинается с санкций, а заканчивается приватизацией? Приватизация Беларуси без белорусов - какие рецепты готов оплачивать Старый свет и кто стоит за попыткой продать страну? Конституционный переворот, массовая люстрация и упразднение института президентства - какие еще реформы для Беларуси готовят в Варшаве и Брюсселе? Диалог о модернизации: технология грабежа или очередная евроутопия?" - такую тональность имеет материал, подготовленный отделом спецпроектов Агентства телевизионных новостей (АТН).

"Европейский диалог по модернизации - это прозрачный и открытый процесс, - заявляют, со своей стороны, в Представительстве ЕС. - Эта серия дискуссий, задачей которых есть способствование развитию рыночной экономики, плюралистического общества и верховенство права в Беларуси. Это также касается поддержки, которую ЕС может предоставить Беларуси при проведении ею реформ в этих сферах. Власти, которые сами выступают за реформы и модернизацию, приглашены к участию и присоединению к инициативе с самого ее начала".

20 декабря жена и сестра Александра Беяцкого навели политзаключенного правозащитника в Бобруйской колонии №2. Краткосрочное свидание длилось около 2-х часов. Во время беседы, которая велась через телефон и стекло, присутствовали сотрудники администрации колонии. Как рассказала потом жена А. Беяцкого Наталья Пинчук, на политические и правозащитные темы они старались не разговаривать, поскольку встречу могли прервать. По словам Натальи, Александр на здоровье не жаловался, настроение у него нормальное. Правозащитник поздравил с наступающими праздниками, сказал, что ему также приходит много поздравлений.

Напомним, предыдущее краткосрочное свидание, назначенное на август, было отменено администрацией колонии.

Александр Беяцкий осужден на 4 года и 6 месяцев за утаивание доходов от налогообложения. Но своей вины он не признал, поскольку средства направлялись на правозащитную деятельность, поддержку потерпевших от репрессий и не принадлежали лично правозащитнику.

22 декабря стало известно, что рабочая группа ООН по задержаниям (WGAD) пришла к выводу, что арест руководителя правозащитного центра "Весна" и вице-президента Международной Федерации за права человека Александра Беяцкого был произвольным. Заключение правозащитника "противоречит статье 20, параграф 1, Всеобщей декларации прав человека и статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах", - сообщается в докладе рабочей группы. WGAD подчеркнула, что "выходом из ситуации является освобождение г-на Беяцкого и предоставление ему законного права на компенсацию".

Решение рабочей группы ООН принято по итогам сообщения, отправленного Обсерваторией по защите прав правозащитников WGAD **2 апреля** 2012 г. и оспаривает законность заключения Беяцкого. Обсерватория по защите прав правозащитников - совместная программа Международной Федерации за права человека (FIDH) и Всемирной Организации против пыток (ОМСТ).

22 декабря стало известно, что действие президентского указа об освобождении Национальной государственной телерадиокомпания (НГТРК) и входящих в нее организаций от уплаты налогов на прибыль и на добавленную стоимость продлено и на 2013 год.

Указ об освобождении НГТРК от налогов действует с 1 октября 2009 года. Новый указ о продлении срока действия предыдущего размещен на Национальном правовом интернет-портале (www.pravo.by).

Раньше Александр Лукашенко заявлял, что бюджетная поддержка белорусских телеканалов в 2013 году "значительно сократится".