
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
19-25.08.2013 г. 
 
ОО “Белорусская ассоциация журналистов” начало кампанию за 
беспрепятственный доступ к информации из официальных источников. 
"Это одна из самых болезненных проблем для журналистов-практиков, 
причем как из государственных, так и из государственных СМИ, – считает 
председатель БАЖ Жанна Литвина. – Кампания эта долгосрочная, и пока что 
мы находимся на этапе сбора и изучения фактуры. А своей целью мы видим 
принятие в Беларуси специального закона о доступе к информации, 
который бы черным по белому прописал права журналиста в каждой 
ситуации, когда ему нужны сведения из официальных источников. И 
ответственность тех, к кому он обращается". 
 
19 августа корреспондента Радио "Свабода" Игоря Карнея не пустили на пресс-
конференцию руководства предприятия "Беларуськалий". Основанием для 
беседы с журналистами стало положение на рынке минеральных удобрений в 
результате разрыва отношений российского концерна "Уралкалий" с "Белорусской 
калийной компанией".  
16 августа на попытку И. Карнея аккредитоваться на пресс-конференцию 
заместитель директора по кадрам и идеологической работе "Белкалия" Анатолий 
Махлай ответил, что должен посоветоваться с генеральным директором 
Валерием Кириенко и попросил перезвонить утром 19-го. Но в назначенный день 
чиновник сообщил журналисту, что присутствие "Свабоды" нежелательно, 
поскольку "ваше радио не вызывает доверия". 
 
20 августа стало известно, что бывший видеоинженер телеканала "БелМузТВ", 
который разместил в эфире телеканала порнографический ролик, осужден на 2 
года колонии согласно Уголовному кодексу. 28-летний обвиненный признал вину, 
свой поступок он объяснил угнетенным психическим состояниям из-за ссоры с 
девушкой. Напомним, инцидент случился 13 апреля в дневное время.  
 
20 августа в Могилеве около проходной ОАО "Могилёвхимволокно" был задержан 
независимый журналист, член БАЖ Александр Асипцов, который по заданию 
редакции опрашивал работников предприятия по экономичным вопросам. "Ко мне 
подошел какой-то человек, который не представился, но назвал себя 
представителем идеологической службы "Могилёвхимволокна", и попросил 
пройти с ним", - рассказал Асипцов. 
В одной из комнат на проходной у журналиста взял объяснения сотрудник 
милиции. Протокола задержания он не составлял, но заявил, что ни 
фотографировать, ни проводить какие-либо опросы на территории предприятия, к 
которой также относиться прилегающая к нему площадка, нельзя.  
 
20 августа стало известно, что интернет-сайт писательницы Светланы 
Алексиевич - alexievich.info не открывается с территории Беларуси. При этом сайт 
доступен через прокси-серверы, и без проблем открывается в других странах. 
Раньше сайт, хостинг которого находиться в Германии, в Беларуси был доступен. 
"Это длиться уже больше недели. Сначала я думала, что это просто временные 
технические неполадки. Потом поручила человеку, ответственному за сайт, 



провести техническую проверку, и выяснилось, что только в Беларуси сайт 
заблокирован", - отметила писательница.  
 
20 августа корреспондент "Европейского радио для Беларуси" Павел Свердлов 
вернулся к работе в минском офисе радиостанции. Белорусское Министерство 
иностранных дел выдало журналисту годовую аккредитацию.  
В ноябре 2012 года МИД лишил Свердлова права работать на зарубежные СМИ. 
Основанием для соответствующего решения стал административный арест по 
обвинению в нецензурной брани. Согласно п.15.2 Положения о порядке 
аккредитации журналистов зарубежных СМИ, МИД имеет право лишить 
аккредитации корреспондента в случае нарушения им "законодательства 
Республики Беларусь". 
Напомним, утром 22 июня 2012 г. Павел Свердлов вышел на работу из подъезда 
своего дома и был задержан людьми в штатском. Против журналиста начали дело 
по ст. 17.1 Административного кодекса - мелкое хулиганство. В той же день судья 
Московского райсуда Минска Татьяна Мотыль осудила Свердлова на 15 суток 
ареста. Суды высшей инстанции, в том числе Верховный суд, покинули 
постановление об аресте без изменений, несмотря на то, что появился 
гражданский свидетель инцидента, который опровергал показания милиционеров-
свидетелей. 
 
20 августа стало известно, что прокуратура Солигорского района, рассмотрев 
жалобу местного активиста Виктора Молочко, вынесла официальное 
предупреждение Солигорскому телевизионному каналу о недопущении 
нарушений законодательства об обращениях граждан. 
Напомним, В. Молочко пожаловался на государственный телеканал из-за отказа 
разместить в эфире в марте 2013 года поздравление с 95-летием Белорусской 
Народной Республики, и за ответы на белорусскоязычные обращения на русском 
языке. Последнее обстоятельство и стало причиной для предупреждения. 
Что касается отказа руководства Солигорского телеканала пустить в эфир 
поздравление с годовщиной БНР, то эту часть обращения прокуратура оставила 
без рассмотрения. Исполняющий обязанности прокурора Д. Саванович полагает, 
что эти действия дирекции СТК должны быть обжалованы в вышестоящей 
организации, то есть в Солигорском райисполкоме. 
 
21 августа состоялось свидание заключенного председателя правозащитного 
центра "Весна", члена БАЖ Алеся Беляцкого с женой Натальей Пинчук и сестрой 
Ольгой. 
Это первая двухчасовая встреча правозащитника с родственниками с декабря 
2012 года. По словам Натальи Пинчук, Алесь сообщил, что чувствует себя 
хорошо, настроение у него бодрое. "Однако, - уточнила Пинчук, - нахождение в 
исправительной колонии в течение 2 лет нормальным состояниям назвать, 
безусловно, нельзя". По ее словам, правозащитник по-прежнему работает на 
швейном производстве, много читает, из газет знает об основных событиях на 
свободе.  
В этом году у Алеся Беляцкого должны состояться еще два свидания с 
родственниками: долгосрочное и краткосрочное. Напомним, что 7 августа, также 
после длительного перерыва, заключенному руководителю "Весны" позволили 
передать продукты. 
 
21 августа ОО "Белорусская ассоциация журналистов" в рамках кампании за 
доступ журналистов к информации направило официальные запросы в более 40 
разных государственных министерств и ведомств. Журналистская организация 



просит ответить, какими документами регламентирована аккредитация 
журналистов при этих учреждениях. БАЖ интересуется, существуют ли в этих 
ведомствах какие-либо нормативно-правовые акты, ограничивающие 
предоставление журналистам той либо иной информации, а также существует ли 
приоритет для журналистов государственных СМИ. 
"Идея направления таких запросов возникла во время опроса журналистов 
касательно того, какие государственные ведомства наиболее часто отказывают 
им в информации, - говорит пресс-секретарь БАЖ Борис Горецкий. - По 
результатам возник даже своеобразный рейтинг закрытости, который показал, что 
проблемы с доступом к информации существуют при работе с большинством 
государственных ведомств. Именно потому ОО "БАЖ" и решило официально 
выяснить эти вопросы в переписке с госструктурами". 
 
21 августа руководство Витебского областной психоневрологического диспансера 
отказалось дать интервью газете "Витебский курьер". Журналист Владимир 
Жигулов хотел поговорить о судьбе Игоря Паснова - врача-психиатра, который 
работал в этой больнице, а теперь находиться в ней в качестве пациента.  
"Мы неоднократно давали слово Паснову, который критиковал состояние 
медицинских учреждений в Витебске. Как стало известно, 16 августа его 
поместили на лечение в этот самый психиатрический диспансер. Перед этим 
Пастнов говорил, что ему неоднократно угрожали принудительным лечением за 
критику. Поэтому я решил представить точки зрения обеих сторон", - объяснять 
журналист.  
Согласно Жигулова, главврач диспансера Елена Мартынова сначала согласилась 
побеседовать, но несколько раз переносила встречу. Наконец 21 августа 
журналисту позвонила секретарь больницы и пригласила на 14 часов. Но снова 
Елена Мартынова оказалось занятой. На вопросы обещал ответить заместитель 
главврача Игорь Свиркунов. Однако, узнав, какое издание представляет Жигулов, 
беседовать отказался. Г-н Свиркунов также запретил журналисту 
фотографировать больничный корпус, заявив, что "здесь закрытое учреждение".  
 
23 августа просветительское учреждение "Центр правовой трансформации" 
обратился в Генеральную прокуратуру "по вопросу публикации в СМИ материалов 
уголовного дела и закрытого судебного заседания по делу Андрея Гайдукова до 
вступления приговора в законную силу". Поводом обращения стали публикации 
"Выходец из себя" в газете "Советская Белоруссия" (№155 от 21 августа и №156 
от 22 августа) за подписью Игоря Долина. 
Центр правовой трансформации доводит, что сведения из писем Гайдукова 
составляют часть материалов уголовного дела и фигурировали в закрытом 
судебном заседании, поэтому не являются общедоступными и принадлежат к 
тайне, охраняемой законом. Случаи разглашения такой информации строго 
оговорены (ст. 198, 287 УК РБ и "Положение о порядке предоставления сведений 
по уголовным делам, связанным с преступлениями, получившими широкий 
общественный резонанс..."). Также обращается внимание, что приговор не 
вступил в законную силу.  
В связи с этим организация просит провести прокурорскую проверку и привлечь к 
ответственности виновных. 
 
23 августа стало известно, что Департамент исполнения наказаний (ДИН) МВД не 
разрешил независимому журналисту из Витебска, члену БАЖ Константину 
Мордвинцеву посетить одну из исправительных колоний Витебщины. Журналист 
собирался подготовить материал о быте и условиях удержания заключенных и 
для этого в законном порядке направил заявление.  



В ответе первый заместитель начальника ДИН МВД Сергей Проценко, ссылаясь 
на ч.2 ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса ("Представители средств 
массовой информации и другие лица имеют право посещать учреждения, 
исполняющие наказание, с разрешения администрации этих учреждений или 
соответствующих высших органов управления учреждениями, исполняющими 
наказание") сообщает, что считает визит журналиста "нецелесообразным".  
Константин Мордвинцев убежден, что такое решение милицейских чиновников не 
основано на законе. Журналист считает, что сотрудники ДИН, лишив его 
возможности посетить колонию, нарушили ст. 36 Закона "О СМИ", который 
гарантирует право граждан на получение и распространение информации.  
 
24 августа в Минске сотрудники милиции задержали видеооператора 
информкомпании БелаПАН Василия Семашко во время выполнения им 
редакционного задания. Журналиста доставили в Октябрьское РУВД, где 
продержали около часа и удалили из камеры отснятый видеоматериал - интервью 
с заместителем председателя гражданской компании "Говори правду!" Андреем 
Дмитриевым. 
Согласно словам Семашко, необходимость удаления сюжета милиционеры 
мотивировали тем, что интервью снято на фоне здания РУВД. Никаких 
документов в отношении журналиста в милиции не составляли. 
Семашко задержали в момент, когда он снимал активистов "Говори правду!", 
выходивших из милицейского здания - в первой половине дня они были 
задержаны в офисе компании и доставлены в РУВД. 


