
 1

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
24.12.2012 – 13.01.2013 г. 
 
В  течение  обозначенного  периода  журналисты  вновь  сталкивались  с  задержаниями, 
предупреждениями,  неудачными  попытками  СМИ  попасть  в  государственные  системы 
распространения и  т.  д. ОО “БАЖ”  продолжало переписку  с  государственными органами 
на тему изъятых таможенниками  
альбомов  “Пресс‐фото  Беларуси‐2011”,  а  также  оборудования,  которое  ещё  в  сентябре 
конфисковали  в  белорусском  аэропорту  у  австралийского  журналиста  Амоса  Роберста. 
Актуальной  оставалась  также  тема  создания  медиахолдингов  на  базе  государственных 
изданий.  
 
24  декабря  утром  в  г.  Смолевичи  (Минская  область)  сотрудники  милиции  задержали 
независимых  журналистов,  членов  ОО  “БАЖ”:  Сергея  Возняка,  Николая  Петрушенко, 
репортера  Лолу  Буриеву,  оператора  Вячеслава  Пешко  и  Сергея  Крючкова.  Журналисты 
приехали  из Минска  освещать  встречу  депутата  Смолевичского  райсовета  Егора  Лебедка  с 
жителями района. Задержание произошло сразу же после проверки документов на входе в 
зал Дома культуры. Журналистов доставили в местный РОВД якобы для проверки личности, 
забрали паспорта и составили протоколы опроса. Беседы проводил начальник отдела охраны 
правопорядка и профилактики подполковник Андрей Мартысюк.  
У Лолы Буриевой после личного досмотра  забрали  все носители информации,  в  том числе 
мобильный  телефон,  якобы  для  проверки  "на  предмет  законности".  На  требование 
журналистки  предъявить  протокол  обыска  милиционеры  угрожали  "посадить",  но 
журналистка  все  же  записала  свои  замечания  в  документ.  В  итоге  носители  информации 
Буриевой вернули. Примерно через 4 часа после задержания отпустили всех журналистов. На 
момент,  когда  задержанные  находились  в  отделении  милиции,  дежурный  РОВД  в 
телефонном разговоре с заместителем председателя БАЖ Андреем Бастунцом отрицал, что в 
их отделении находятся задержанные журналисты.   
27  декабря  ОО  "БАЖ"  по  поводу  этого  инцидента  направило  официальные  обращения  
смолевичскому  депутату  и  министру  внутренних  дел.  БАЖ  добивается,  чтобы  депутат 
Смолевичского  райсовета  Егор  Лебедок  сделал  депутатский  запрос  на  имя  начальника 
Смолевичского  РОВД  по  факту  создания  его  подчиненными  препятствий  в  осуществлении 
профессиональной  деятельности  журналистов.  Министра  внутренних  дел  Игоря  Шуневича 
журналистская организация призывает назначить внутреннюю проверку по этому же поводу 
и наказать виновных, а также обеспечить разъяснение сотрудникам органов внутренних дел 
законодательства о СМИ. 
 
26 декабря Антон Суряпин ‐ член ОО «БАЖ», фриланс‐журналист ‐ сообщил, что не знает на 
каком  этапе  на  сегодняшний  день  находится  уголовное  дело  против  него.  Четыре  месяца 
назад  (17  августа)  молодого  человека  освободили  из  изолятора  КГБ,  и  сейчас  он  под 
подпиской  о  невыезде.  На  допросы  его  после  этого  не  вызывали.  По  словам  Суряпина, 
возможно,  какая‐то  ясность  появится  после  суда  над  пограничником,  который  пропустил 
шведский  "плюшевый  десант".  Сейчас  А.  Суряпин  учится  на  4  курсе  дневного  отделения 
института журналистики  Белгосуниверситета.  



 2

Напомним,  13  сентября  ОО  "БАЖ"  направило  в  КГБ  Беларуси  подписи,  собранные 
активистами  организации  за  закрытие  уголовного  дела  против  Антона  Суряпина.  В 
нарушение всех законодательных норм КГБ до сих пор так и не ответил на обращение. 
Справка: 4 июля  одномоторный самолет  со шведским экипажем из  сотрудников компании 
Studio  Total  пересек  воздушную  границу  Беларуси.  Он  провел  в  воздушном  пространстве 
страны приблизительно полтора часа,  сбросив над Ивенцом и окраиной Минска более 800 
игрушечных  медвежат  с  записками  в  поддержку  демократии  в  Беларуси.  С  самого  начала 
белорусские  военные  и  пограничники  категорично  опровергали  факт  незаконного 
пересечения  границы.  Антон  Суряпин  первым  выложил  на  своем  сайте  Belarusian  News 
Photos фотоснимки сброшенных шведами плюшевых медведей. 13  июля 20‐летний парень 
был  задержан  по  делу  о  "плюшевой  бомбардировке".  23  июля  в  СИЗО  КГБ  ему  было 
предъявлено  обвинение  по  ч.  3  ст.  371  УК  РБ  –  незаконное  пересечение  государственной 
границы.  
29 декабря стало известно, что арест Антона Суряпина возглавил десятку абсурдных арестов 
года, составленную Amnesty International. "Вас может удивить, что порой приводит к тюрьме 
в  некоторых  точках  мира,  и  насколько  суровые  приговоры  можно  получить",  ‐  пишет 
правозащитная организация. 
В этой же десятке ‐ аресты за сообщения в Твиттере, высказывания против смертной казни, 
за  солидарность  с  правозащитниками,  уклонение  от  воинской  службы,  приближение  к 
правительственным  зданиям,  аборт,  выкладывание  видео  в  сеть,  блогерство,  а  также 
исполнение  песни.  Большинство  абсурдных  арестов  связаны  с  распространением 
информации и высказыванием гражданской позиции. 
 
28  декабря  общественного  активиста  из  Рогачева  Дениса  Дашкевича  вызвали  в  районную 
прокуратуру,  где  вынесли  официальное  предупреждение  о  недопустимости  нарушения 
законодательства Республики Беларусь.  Беседу,  которая длилась около 2  часов,  проводила 
прокурор Светлана Чуешева.  
Д. Дашкевича предупредили, что в случае, если на независимом сайте vrogacheve.ru появятся 
статьи,  содержащие  неточные  сведения  о  политическом  и  экономическом  положении 
страны, либо оскорбляющие представителей власти, он может быть привлечен к уголовной 
ответственности по ст. 369‐1 ("дискредитация Республики Беларусь"), ст. 188 ч. 2 ("клевета") и 
ст.189 ч. 2 ("оскорбление").  
 
3  января  редакция  журнала  "ARCHE‐Пачатак"  направила  в  Министерство  информации 
документы  на  регистрацию.  За  последние  два  месяца  это  вторая  попытка  восстановить 
лицензию издания. 
12  декабря  Мининформ  отказал  независимому  изданию  в  перерегистрации.  Причина  ‐ 
несоответствие  заявленного  главного  редактора  (нынешнего  и.о.  главного  редактора  Аrche 
Алеся Пашкевича) квалификационным требованиям. Имеется в виду 5‐летний стаж работы на 
управленческих  должностях  соответствующего  профиля  (требование  Дополнения  к 
постановлению Минтруда РБ от 31.08.2000 №120). 
 
4 января международная организация Index on Censorship ("Индекс цензуры") обнародовала 
аналитический  доклад  "Беларусь:  Сеть  под  контролем",  посвященный  методам  контроля 
белорусскими  властями  интернет‐пространства  страны  и  ограничения  свободы 
высказывания  онлайн.  Организация  делает  вывод,  что  белорусский  режим  может 
контролировать практически все действия граждан Беларуси в интернете. 



 3

"В  качестве  ответа  на  рост  пользования  интернетом  власти  Беларуси  используют 
"проверенные" методы: репрессивное медиазаконодательство, статьи Уголовного кодекса о 
диффамации,  административное  преследование  активистов  и  журналистов.  Кроме  этих 
"традиционных"  методов,  используются  и  другие  ‐  фильтрация  контента,  технологии 
слежения  и  блокирования  доступа  к  независимым  информационным  сайтам,  dDoS‐атаки, 
хакерские нападения на независимые сайты и манипуляция контентом", ‐ говорится в пресс‐
релизе. 
 
5  января  суд  Ленинского  района  г.  Гродно  оштрафовал  за  "несанкционированный  пикет" 
правозащитников  Виктора  Сазонова,  Романа  Юргеля  и  Владимира  Хильмановича  на  15 
базовых  величин  каждого.  Правозащитников  осудили  за  то,  что  10  декабря  2012  г.  ‐  во 
Всемирный  день  прав  человека  ‐  они  сфотографировались  с  портретами  заключенного 
Александра Беляцкого и брошюрами «Всеобщей декларации прав  человека»  и  разместили 
снимки в интернете.  
Гродненская милиция этот медийный факт  сочла административным правонарушением. 18 
декабря были составлены протоколы опроса, а 19 декабря активисты были ознакомлены с 
протоколами.  Все  три дела были объединены в один административный процесс,  который 
вел  судья  Виталий  Лецко.  В  суде  не  было  представлено  доказательств  вины 
правозащитников, не было найдено свидетелей, все обвинение основывалось на рапортах и 
домыслах  сотрудников милиции. 
Правозащитники  убеждены,  что  процесс  имел  политический  характер,  и  намерены  
обжаловать это судебное решение. 
 
10  января  стало  известно,  что  журналист  австралийского  телеканала  SBS  Амос  Робертс 
получил ответы из  Государственного  таможенного комитета РБ  (от 12.10.12) и прокуратуры 
Минской  области  (от  15.10.12)  на  жалобы  на  действия  сотрудников  таможни  аэропорта 
"Минск‐2".  Из  документов  следует,  что  пока  нет  никаких  сдвигов  в  деле  возвращения 
техники  и  носителей  информации,  изъятых  21  сентября  во  время  таможенного  досмотра, 
когда  журналист  собирался  вылететь  из  страны.  Тогда  жалоба  была  адресована 
Генеральному прокурору РБ, а ее копии ‐ министру внутренних дел, министру иностранных 
дел и председателю Государственного таможенного комитета.   
Заместитель председателя таможенного комитета Юрий Бритков сообщает, что "найденные 
во  время  таможенного  досмотра  носители  информации  и  оборудование  с  информацией... 
направлены  для  проведения  таможенной  экспертизы  на  предмет  наличия  в  них 
запрещенной  к  вывозу  информации".  И  заверяет,  что  "при  установлении  факта  отсутствия 
такой  информации"  изъятые  предметы  будут  возвращены  владельцу.  Но  ничего  не 
сообщается  о  сроках  проведения  экспертизы,  также  неизвестно,  кто  ее  проводит  и  какое 
конкретно оборудование изучается. 
Из  ответа  прокуратуры  следует,  что  прокурорской  проверки  по  жалобе  австралийского 
журналиста  не  проводилось.  Старший  помощник  прокурора  Минской  области  Михаил 
Расолько лаконично сообщает, что жалоба будет рассматриваться таможенными органами. 
10  января  ОО  "БАЖ"  обратилось  с  официальным  электронным  запросом  к  председателю 
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь с просьбой сообщить, каким 
нормативным  документом  определяется  перечень  информации,  запрещенной  к  
перемещению через таможенную границу.  
 



 4

10  января  премьер‐министр  Михаил  Мясникович  и  руководитель  Администрации 
президента  Андрей  Кобяков  подписали  распоряжение  "О  некоторых  вопросах 
реорганизации  отдельных  редакций  средств  массовой  информации".  В  соответствии  с 
документом, будет проводиться реорганизация учреждений "Редакция газеты "Рэспубліка" и 
"Редакция газеты "Беларуская ніва" путем их присоединения к учреждению Администрации 
президента РБ "Редакция газеты "Советская Белоруссия". 
Министерству  информации  поручено  в  течение  15  дней  внести  на  рассмотрение 
правительства  проект  соответствующего  постановления.  Министерству  образования 
поручено  до  20  января  2013  г.  принять  решение  о  реорганизации  учреждения  "Редакция 
газеты "Знамя юности" путем его присоединения к "Советской Белоруссии". 
Кроме  того,  Мининформу  поручено  инициировать  рассмотрение  на  внеочередном  общем 
собрании акционеров ОАО "Народная газета" вопросов передачи функций редакции газеты 
"СБ" и ликвидации этого товарищества. Контроль над выполнением распоряжения возложен 
на Администрацию президента. 
 
11  января  ОО  "БАЖ"  получило  ответ  Ошмянской  таможни  на  свой  запрос  относительно 
судьбы  фотоальбомов  "Пресс‐фото  Беларуси  2011",  изъятых  на  границе  12  ноября  у 
белорусских  фотографов  Александра  Васюковича  и Юлии Дорошкевич.  Из  письма  следует, 
что  Ошмянская  таможня  подозревала  альбомы  в  наличии  "экстремизма"  и  передала  на 
экспертизу в управление идеологической работы Гродненского облисполкома. 
Идеологи  экстремизма  в  книге  не  усмотрели,  но  нашли  "несоответствие  государственному 
стандарту", на основании чего признали альбом незаконной печатной продукцией. 
Между  тем,  "при  отсутствии  в  информационной  продукции  призывов  к  экстремистской 
деятельности...  данная  продукция  возвращается  органу,  который  задержал...  данную 
продукцию  для  ее  возвращения  владельцу",  ‐  пишет  заместитель  начальника  таможни  по 
правоохранительной  работе  Владимир  Данилевич.  Но  альбомы  до  этого  времени 
таможенникам  не  вернули,  в  связи  с  чем  они  направили  идеологам  письмо‐напоминание. 
"При  поступлении  печатных  изданий  в  Ошмянскую  таможню  владельцам  данных  изданий 
будет сообщено в письменном виде", ‐ говорится в письме.  
Напомним,  что  41  фотоальбом  с  фотоснимками  прошлогоднего  конкурса  BELARUS  PRESS 
PHOTO были изъяты на пограничном переходе "Каменный лог". 
 
10 января стало известно, что независимый сайт vrogacheve.ru  заменил изображение герба 
города  Рогачева  на  другой  символ,  чтобы  избежать  преследования  со  стороны  местного 
райисполкома.  
Напомним,  в  середине  декабря  общественному  активисту,  нынешнему  редактору  сайта 
Денису Дашкевичу пришло    письмо из местной  администрации,  где  сообщалось,  что  сайту 
vrogacheve.ru запрещается использовать на своей странице герб Рогачева без официального 
разрешения  райисполкома.  В  документе  за  подписью  заместителя  председателя 
райисполкома  Василия  Корольчука  сообщалось,  что  в  случае,  если  изображение  герба  не 
будет снято, владельцев сайта привлекут к ответственности.  
 
11  января  Брестская  областная  прокуратура  вынесла  предупреждение  о  недопустимости 
сотрудничества с зарубежными СМИ без аккредитации члену ОО "БАЖ" Алине Литвинчук. В 
прокуратуре посчитали, что материалы на сайте "Радыё Рацыя" за подписью Алисы Поль на 
самом деле принадлежат А. Литвинчук. Заместитель прокурора Брестской области Александр 



 5

Точка  не  смог  объяснить,  на  чем  основывается  такой  вывод.  Журналистка  собирается 
обжаловать предупреждение. 
 
11 января стало известно, что РУП "Белпочта" ответило отказом на коллективное обращение 
более  300  жителей  Слонимского  района,  которые  требовали  вернуть  негосударственную 
"Газету Слонімскую" в подписной каталог.   
В официальном ответе заместитель генерального директора по эксплуатации Елена Скрипчик 
сообщает,  что  "…поскольку  обязанность  по  включению  печатного  издания  в  каталог  не 
предусмотрена  законодательством,  выбор печатных изданий для формирования каталога  с 
целью  следующего  их  распространения  через  подписку  является  правом  РУП  "Белпочта", 
реализуется  им  в  соответствии  с  законодательством".  "Исходя  из  вышесказанного, 
распространение  печатного  издания  "Газета  Слонімская"  должно  осуществляться 
непосредственно самой редакцией", ‐ подытоживает чиновница. 
Напомним,  начиная  с  2006  г.  "Газета  Слонімская",  как  и  ряд  других  негосударственных 
изданий  общественно‐политической  тематики,  лишена  возможности  попадать  к  читателям 
через  подписку  РУП  "Белпочта"  и  через  продажу  в  газетных  киосках  РУП  "Белсоюзпечать". 
Эти государственные предприятия являются монополистами в своей сфере деятельности. 
 
11  января  в  суде Московского района  г.  Бреста прошло предварительное слушание дела о 
защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  по  иску  члена  ОО  «БАЖ»  Миланы 
Харитоновой  в  отношении  корреспондента  государственной  газеты  "Брестский  вестник" 
Владимира  Миневича.  Во  время  второй  попытки  предварительных  слушаний  ответчик 
(который 20 декабря в суд не явился) предлагал мирное разрешение дела: он опровергает 
свои  комментарии  в  адрес  Харитоновой,  сделанные  на  одном  из  интернет‐сайтов,  а  она 
отказывается  от  компенсации  морального  вреда  и  судебных  расходов.  Однако  истица  с 
таким вариантом не согласилась. "Я ждала этих извинений до суда, но сейчас отдала много 
усилий и денег, поэтому не имею намерения оставлять дело без моральной компенсации". 
Следующее заседание судья назначила на 5 февраля. 
М.  Харитонова  ходатайствовала,  чтобы  за  слушаниями  могли  наблюдать  все  журналисты, 
интересующиеся  этим  делом.  Однако  судья  Татьяна  Исаева,  сославшись  на  то,  что  в  ее 
служебном  кабинете  количество  мест  ограничено,  разрешила  присутствовать  только  мужу 
Харитоновой  ‐  журналисту  Александру  Левчуку.  При  этом  другие  представители  СМИ 
заметили, что больший по размерам зал заседаний в это время был свободен.  
 
 
 


