
  1

Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
26.08-8.09.2013 г. 
 
Трудности с доступом к информации и санкции за сотрудничество с 
зарубежными СМИ без аккредитации – вот наиболее характерные основания 
для конфликтов с участием журналистов в указанный период. 
 
26 августа программному директору "Беларускага Радыё Рацыя" (Польша) Юрию 
Лещинскому отказали в туристической белорусской визе. Консульство Республики 
Беларусь в Белостоке вернуло ему паспорт с печатью "отказано". Причины такого 
решения в консульстве не пояснили. Предыдущая проблема со въездом в 
Беларусь возникала у Ю. Лещинского в 2006 г., накануне президентских выборов. 
Тогда у него была служебная виза, которую аннулировали на границе, но в тот же 
день, извинившись за "техническую ошибку", впустили. 
Напомним, в 2012 г. подобным образом отказали во въезде в Беларусь 
председателю Управы "Радыё Рацыя" Евгению Вапа. 
 
27 августа суд Барановичского района и г. Барановичи (судья Ольга Апанович) 
отклонил иск за распространение недействительной информации общественного 
активиста Виктора Сырицы к государственной районной газете "Наш край". 
Напомним, 30 мая газета напечатала объявление о культурном мероприятии в 
честь повстанцев 1863 г. возле Миловидских памятников. На самом деле 
торжество не состоялось, а Сырица, который приехал на праздник вместе с 
другими любителями истории, был обвинен в организации несанкционированного 
мероприятия. Активист через суд хотел доказать, что являлся не организатором 
несанкционированной акции, а участником организованного властями 
мероприятия. 
От газеты Сырица требовал публикации опровержения и компенсации расходов 
на аренду автобуса. 
В ходе слушаний главный редактор "Нашага краю" Михаил Шубич сообщил суду, 
что газета напечатала информацию, которую получила от отдела культуры 
Барановичского райисполкома. Представители райисполкома Дмитрий Варвашеня 
и Татьяна Евменкова признали в суде, что не успели опубликовать информацию о 
переносе запланированного мероприятия.  
После трех судебных заседаний судья О. Апанович полностью отказала Виктору 
Сырица во всех требованиях к государственной газете. 
 
27 августа прокуратура Советского района Минска в ответ на обращение "Центра 
правовой трансформации" касательно разглашения журналистом 
государственной газеты "Советская Белоруссия" тайны судебного следствия. 
Прокурор А. Муравей сообщает, что обращение перенаправили "для 
рассмотрения по существу" в Управление внутренних дел Советского района 
Минска. 
Напомним, 23 августа просветительское учреждение "Центр правовой 
трансформации" обратилось в прокуратуру с требованием провести проверку и 
дать правовую оценку действиям автора "СБ" Игоря Долина, разместившего в 
№155 и №156 газеты письма осужденного витебского активиста Андрея 
Гайдукова. 



  2

Между тем, письма являлись материалами уголовного дела, которое слушалось в 
Витебске в закрытом режиме. На момент публикации писем приговор в отношении 
Андрея Гайдукова еще не вступил в законную силу. 
 
28 августа в Минском городском суде состоялось рассмотрение кассационной 
жалобы правозащитника Татьяны Ревяко на вынесенный ей 6 августа приговор: 3 
млн. рублей штрафа по обвинению в несанкционированном пикете (ст. 23.34 
КоАП). Судья Алексей Бычко покинул постановление суда Советского района 
Минска без изменений, а жалобу без удовлетворения. 
Напомним, 5 августа правозащитники Татьяна Ревяко и Владимир Лобкович 
раздавали в центре Минска открытки с изображением политзаключенного Алеся 
Беляцкого. За что их задержали сотрудники милиции и составили 
административные протоколы о нарушении закона «О массовых мероприятиях". В 
тот же день правозащитников доставили в суд Советского района для 
рассмотрения дел. Поскольку протоколы были составлены с ошибками, судьи 
направили их на доработку. Продолжение процесса состоялось на следующий 
день. 
 
28 августа Могилевский областной суд, рассмотрев частную жалобу редакции 
региональной малотиражной газеты "Вольны горад" на отказ Кричевского райсуда 
принять кассацию, оставил решение райсуда без изменений.  
Таким образом, решение Кричевского райсуда от 17 июня о признании иска КУП 
"Чериковская ПМК № 280" к "Вольнаму гораду" вступил в силу. Согласно суду, 
газета должна напечатать опровержение информации, изложенной в статье 
"Крепостные" в февральском номере. Статья была написана после звонка в 
редакцию "Вольнага горада" жены работника Чериковской ПМК №280. Женщина 
утверждала, что ее муж не может получить зарплату уже третий месяц. 
29 августа суд Кричевского района начал рассмотрение очередного иска 
коммунально-унитарного предприятия "Чериковская ПМК-280" к газете "Вольны 
город". Поводом на этот раз послужила статья "С опровержением подождем" 
(номер от 29 июня). Истец обвиняет газету в дискредитации руководства 
предприятия и подрыве деловой репутации ПМК-280. 
 
3 сентября Витебская областная прокуратура вынесла официальное 
предупреждение за сотрудничество без аккредитации с изданием, не 
зарегистрированным на территории Республики Беларусь независимому 
журналисту Владимиру Жигулову. Накануне журналиста, который сотрудничает с 
газетой "Витебский курьер", вызвали в прокуратуру повесткой "для объяснений по 
вопросу нарушения закона о СМИ".  
Владимир Жигулов отказался давать прокурору Павлу Зайцеву объяснения, 
сославшись на право не свидетельствовать против себя, гарантированное ст. 27 
Конституции. После этого прокурор вручил подготовленное заранее 
предупреждение. 
Напомним, после безрезультатных усилий зарегистрироваться в Беларуси 
"Витебский курьер", чтобы сохранить статус легальной газеты, получил 
регистрацию в России (г. Смоленск). 
 
3 сентября Барановичский городской отдел внутренних дел отказался дать 
местной негосударственной газете "Intex-press" статистику по правонарушениям, 
совершенным в состоянии алкогольного опьянения, фактам самогоноварения, 
нелегальной продаже спиртного и пр.  



  3

Корреспондентка Татьяна Некрашевич, готовя статью об ограничении торговли 
алкоголем в ночное время, инициированном милицией, обратилась за сведениями 
в группу информации и общественных связей Барановичского ГОВД. Инспектор 
Ольга Сакута обещала подготовить информацию, однако в течение недели 
давала журналистке один ответ: "Завис компьютер. Не можем собрать данные". 2 
сентября О. Сакута заявила, что газете "Intex-press" руководство ГОВД запретило 
давать информацию. 
В тот же день журналистка по телефону договорилась об интервью на эту же тему 
с начальником отдела охраны правопорядка и профилактики Барановичского 
ГОВД Эдуардом Судником. Но в назначенное время 3 сентября Э. Судник 
отказался беседовать, мотивируя тем, что ему "запрещено предоставлять 
информацию данному изданию". По словам милиционера, такое распоряжение 
пришло из Барановичского горисполкома. 
 
4 сентября белорусскую журналистку, члена БАЖ Ирину Халип задержали в 
аэропорту "Минск-2". Журналистка с малолетним сыном летела в Варшаву к мужу 
Андрею Санникову (кандидат в президенты на выборах 2010 г., политбеженец). 
Сотрудники службы безопасности не пропустили их на посадку и забрали 
документы для согласования с комитетом госбезопасности. Свои действия они 
пояснили тем, согласно И. Халип, что она находится в ограничительных списках 
КГБ. Документы без объяснений вернули примерно через полчаса и разрешили 
пройти на посадку. 
 
5 сентября следователь Управления Следственного комитета по г. Минску 
Андрей Евлаш опросил журналистку информационного портала tut.by Екатерину 
Синюк относительно публикации информации о бывшем руководителе 
международного благотворительного общественного объединения "В помощь 
детям-сиротам" Вячеслава Давыдовича, задержанного 29 августа по подозрению 
в незаконной предпринимательской деятельности.  
Сведения по делу журналистка получила, официально обратившись в милицию. 
Но после публикации ей начали поступать требования от правоохранителей не 
сообщать ничего о судьбе В. Давыдовича.  
Такое же требование во время допроса выставил и следователь Евлаш. Он 
огласил журналистке решение привлечь ее к этому уголовному делу в качестве 
свидетеля. Следователь предупредил Синюк, что в случае разглашения 
материалов уголовного дела ее могут наказать штрафом либо арестом до 6 
месяцев.  
Сама журналистка считает, что такие действия - попытка заставить ее не писать 
об аресте Давыдовича. "Я в глаза не видела никаких материалов этого уголовного 
дела, поэтому, если у меня появится новая информация, и я посчитаю ее 
общественно важной, я буду ее публиковать", – говорит Екатерина Синюк. 
 
4 сентября в Бобруйске сотрудники милиции с применением физической силы 
задержали местного блогера Олега Желнова и его сына, когда те снимали на 
видео неправильную парковку машин на тротуаре возле здания местного ГАИ. По 
словам Желнова, автомобили принадлежали сотрудникам отдела наркоконтроля, 
который находится в том же здании. 
Блогер обратился с устным заявлением по этому поводу к инспектору ГАИ 
Александру Бутовскому, который также заехал в то время на тротуар. Инспектор 
вызвал по телефону других сотрудников ГАИ. Те, прибыв на место (Александр 
Александров, Виталий Падуто, Евгений Сероштан), пытались запретить 
видеосъемку, а после задержали обоих Желновых, обвинив в нарушении п. 35 



  4

правил дорожного движения (необоснованное создание преград движения 
транспортного средства). 
С применением силы обоих затащили в здание и повалили на пол, надев 
наручники. Затем доставили в милицию, где провели личный досмотр и забрали 
некоторые вещи: телефоны, видеокамеру, смартфон, банковские карточки, 
пропуск на работу, паспорта. 
Задержанных отпустили через 3 часа, после того, как следователь взял у них 
объяснения. Отобранные вещи вернули вечерам 5 сентября, но видеокассету и 
карту памяти смартфона, где были зафиксированы события возле здания ГАИ, так 
и не вернули. 
Желнов говорит, что в ГАИ ему угрожали "посадить" по уголовному делу - якобы 
за неподчинение и нанесение телесных повреждений сотруднику милиции. По 
словам Желнова, во время задержания с ними обходились настолько брутально, 
что ему после довелось вызывать скорую помощь. А после освобождения он 
обратился в поликлинику к неврологу, который зафиксировал повреждение 
подкожного нерва на правой руке. Прошел он также судебно-медицинскую 
экспертизу и направил заявления в прокуратуру и на имя министра внутренних 
дел. 
Раньше в объектив блогера также не раз попадали сотрудники 
правоохранительных органов. Милиционеры трижды пытались привлечь его к 
ответственности по административным делам. Дважды бобруйский суд выносил 
решения в пользу Желнова, а в третий раз сотрудники УВД сами отказались от 
претензий. 
 
5 сентября в Минске журналистов телеканала "Белсат" выгнали с премьеры 
спектакля, несмотря на то, что они заранее аккредитовались на мероприятие. 
Члены БАЖ Александр Борозенко и Олег Рожков на премьере балета "Витовт" в 
Национальном академическом Большом театре оперы и балета начали снимать 
гостей мероприятия, среди которых были министр культуры Борис Светлов, 
председатель ЦИК Лидия Ермошина и другие высокие госчиновники.  
"Когда мы подошли к министру за комментарием, рядом появились 
переполошенные администраторы и сказали, что мы должны покинуть 
мероприятие", – рассказал Олег Рожков. Журналистам заявили, что из списков 
аккредитованных их вычеркнули в последний момент – заместитель директора 
театра сказал, что "Белсат" не имеет аккредитации при МИД и потому не может 
присутствовать на мероприятии.  


