

Неделя СМИ

*Информационная рассылка
ОО "Белорусская ассоциация журналистов"*

26.11 - 02.12.2012 г.

В рамках расследования уголовного дела против гродненского журналиста, члена ОО "БАЖ" Андрея Почобута назначена очередная лингвистическая экспертиза. 29 ноября ему сообщили об этом сотрудники Управления Следственного комитета по Гродненской области.

Андрея Почобута проинформировали, что на время проведения экспертизы следствие приостанавливается, но он остаётся обвиняемым. Корреспондента польской "Gazety Wyborczej" обвиняют в нарушении ч. 2 ст. 367 УК РБ "Клевета в отношении Президента РБ". Дело возбудило Управление Следственного комитета по Гродненской области в июне 2012 г. на основании ряда публикаций журналиста в интернете.

В соответствии с Уголовным кодексом Беларуси, журналиста могут наказать ограничением свободы на срок до 5 лет либо лишением свободы на такой же срок.

К этому сроку может добавиться трёхлетний срок лишения свободы, на который Почобут был осуждён 5 июля 2011 г. с отсрочкой исполнения приговора на 2 года. Тогда журналиста также признали виновным в нарушении ст. 367 ч. 1 (клевета в отношении президента). По закону, если на протяжении двух лет осуждённый совершит нарушение той же статьи закона, то наказание обязательно будет к нему применено.

26 ноября правозащитники закрытого властями центра "Весна" выехали из помещения, в котором работали в течение последних 12 лет. Квартира, где размещался центр, принадлежала лидеру "Весны" Александру Беляцкому, а сейчас конфискована в пользу государства. Напомним, год назад **24 ноября 2011 г.** правозащитник был осужден на 4,5 года лишения свободы с конфискацией имущества за получение финансовых средств на деятельность центра. Его обвинили в уклонении от уплаты налогов.

За время существования офиса "Весны" его посетили тысячи граждан, которым оказывалась правовая помощь, собирались средства для поддержки политзаключенных, проводились пресс-конференции, тренинги и семинары. Несмотря на выселение, лидеры "Весны" пообещали, что правозащитный центр продолжит свою работу и дальше.

27 ноября было озвучено, что в интернет-кофе будут опять пускать без паспортов. Об этом сообщил начальник Управления электросвязи Министерства связи и информатизации Павел Петрулевич. По словам чиновника, владельцам заведений будут предложены на выбор альтернативные способы идентификации пользователей: "с использованием технических средств фото- и видеофиксации либо других программно-технических способов, включая SMS-сообщение". При этом руководитель либо уполномоченное им лицо должны "обеспечить ведение, учет и хранение персональных данных пользователей; сведения о времени начала и окончания оказания услуг; электронный журнал с идентификационными сведениями об абонентских устройствах и т.д." Сохранять такие сведения нужно будет в течение года. Планируется, что соответствующее постановление примут еще до конца 2012 года.

27 ноября руководитель страны Александр Лукашенко, принимая с отчетом председателя Национальной государственной телерадиокомпания Геннадия Давыдько, сообщил, что

государственная поддержка белорусских телеканалов в 2013 году может значительно уменьшиться. "...25-30% сокращения и увеличения эффективности - это непоколебимое мое требование", - заявил Лукашенко, обсуждая вопрос оптимизации работы НДРК.

Напомним, в принятом Законе о госбюджете на 2013 г. на телевидение и радиовещание выделено 514 674 681 300 рублей. Из них на НДРК - более 450 миллиардов. По нынешнему курсу - около 53 миллионов долларов. Это на 10 миллионов больше, чем выделялось на 2012 год.

30 ноября ОО "БАЖ" получило ответ на письменное ходатайство о разблокировании банковского счета журнала "ARCHE-Пачатак" из Управления Департамента финансовых расследований (ДФР) по Минску и Минской области. В письме за подписью заместителя начальника УДФР по Минской области и г. Минску А. Логунова заявляется, что счет журнала пока не будет разблокирован, поскольку редакция не предоставила для проверки затребованные документы. Поскольку и до этого времени документы "предоставлены не в полном объеме", оснований для отзыва своего решения Управление не видит.

В "ARCHE-Пачатак" отмечают, что передали в ДФР всё затребованное. И. о. главного редактора журнала Александр Пашкевич не понимает, на каком основании УДФР делает такие заявления. "Всё, что от нас требовали, мы выполняли. Я лично получал письмо о предоставлении материалов, сам носил сумки с документами, сдавал их под подпись, и никаких претензий к нам не было", - говорит г-н Пашкевич.

3 ноября стало известно, что Глубокский профессиональный лицей требует от негосударственной региональной газеты "Вольнае Глыбокае" опровержения фактов, которые были показаны по российскому телевидению. **22 ноября** газета опубликовала материал, где сообщалось: "Российский телеканал "НТВ" в выпуске новостей показал, как учащиеся профлицея заставляли спасать лён из-под снега, но из-за цензуры в Беларуси этот сюжет не показали". Такой сюжет на самом деле был подготовлен журналистам "НТВ" Алексеем Прокиным и **30 октября** вышел в российский эфир. Об этом писали многие белорусские СМИ в конце октября.

Руководство учебного учреждения настаивает на том, что не отправляла своих студентов на экстренную уборку льна из-под первого снега, и требует публично опровергнуть указанный факт. Любопытно, что никаких претензий к самому телеканалу "НТВ", который является первоисточником, Глубокский государственный профессиональный лицей не высказывает.

29 ноября Оршанский городской отдел Следственного комитета вернул редактору независимого сайта orsha.eu Игорю Казмерчеку компьютер и флеш-карты, изъятые у него 5 месяцев тому - во время обыска **17 июля**. Но, по словам И. Казмерчека, компьютер после пребывания в руках правоохранителей не загружается и требует ремонта.

Как сообщалось раньше, причиной давления силовиков на сайт стала якобы ссылка на нём на другой интернет-ресурс, который, среди прочего, содержал материалы порнографического характера. По изъятой технике была назначена экспертиза. С ее итогами Казмерчека не ознакомили. Он полагает, что эксперты подтвердили, что редакция сайта orsha.eu к распространению подобной информации никакой причастности не имеет. Независимые наблюдатели связывали давление на интернет-издание с компанией по выборам в Палату представителей. Поскольку сайт, в отличие от государственных СМИ, освещал деятельность и оппозиционных кандидатов.

30 ноября стало известно, что предоставление сведений о ходе подписной компании на газеты и журналы сейчас является платной услугой. Периодическим изданиям, которые хотят

иметь оперативные данные, надо рассчитаться по соответствующему тарифу РУП "Белпочта". Если раньше информация о количестве человек, которые на данный момент решили подписаться на газету, озвучивалась бесплатно, так сейчас редакция должна заплатить за это 86 400 рублей. Эта информация стала полной неожиданностью для редакций брестских газет, которые хотели узнать о количестве собственных подписчиков. Как выяснилось, на днях местные издания получили из брестского филиала РУП "Белпочта" договоры о сотрудничестве на 2013 г., где появился новый пункт. Он предусматривает, что "издатель производит оплату за предоставление оперативной и итоговой информации" касательно подписной компании.