
Неделя СМИ 
 
Информационная рассылка  
ОО "Белорусская ассоциация журналистов" 
 
29.10 ‐ 18.11.2012 г. 
 
Международную  акцию  “Станем  за  журналистику”  5  ноября  поддержали  десятки 
белорусских СМИ и интернет‐ресурсов. Мероприятия, приуроченные к этой дате, прошли в 
разных  регионах  страны:  в  Минске,  Бресте,  Лунинце,  Витебске,  Могилёве,  Гомеле, 
Солигорске,  Бобруйске,  Глубоком.  Члены  БАЖ,  правозащитники,  читатели  и  подписчики 
независимой  прессы  проводили  встречи,  "круглые  столы"  и  фотосессии,  распространяли 
печатные СМИ, писали коллективные обращения и т.д.  
Публикации  на  эту  тему,  а  также  символику  акции  размещали  сайты  euroradio.fm,  nv‐
online.info,  nn.by,  intex‐press.by,  belapan.com,  naviny.by,  gazetaby.com,  svaboda.org, 
mediakritika.by,  ximik.info,  spring96.org,  charter97.org,  ex‐press.by,  media‐polesye.by, 
region4.by, racyja.eu, babruysk.by, babruisk.by и другие. 
 
29 октября редактор негосударственной региональной газеты "Бобруйский курьер" Анатолий 
Санотенко  направил  в  прокуратуру  Могилевской  области  жалобу  на  заместителя 
председателя  Бобруйского  горисполкома  Александра  Маркачёва.  Журналист  требует 
вынесения  предупреждения  главному  идеологу  Бобруйска.  Основанием  для  этого  стал 
инцидент 14 сентября, когда А. Санотенко направлялся на место проведения согласованного 
с  властями  предвыборного  пикета  одного  из  демократических  кандидатов.  Обходя  группу 
граждан  (как  оказалось,  работников  отдела  идеологии  и  УВД  Бобруйского  горисполкома  и 
местного отдела КГБ), руководитель "БК" услышал в свой адрес угрозу и оскорбление из уст 
Александра Маркачёва. Все это было зафиксировано журналистом на видеокамеру. 
 
30 октября  стало известно,  что официальный сайт Борисовского райисполкома не посчитал 
нужным  размещать  сведения  о  негосударственной  региональной  газете  "Борисовские 
новости"  в рубрике о СМИ района. Раздел "Негосударственные СМИ"  содержит сведения о 
телевидении: филиал ООО "Телеком‐Гарант" (телекомпания "Скиф") и ТДО "Свет", а также о 
газете  "Гоман  Барысаўшчыны".  О  негосударственном  печатном  издании  "Борисовские 
новости", имеющем официальный статус и регистрацию в Министерстве информации, какие‐
либо сведения отсутствуют. 
 
31  октября  в  суде  Барановичского  района  и  г.  Барановичи  журналистам  запретили 
присутствовать  на  процессе  по  резонансному  дорожно‐транспортному  происшествию,  в 
котором погибли люди.  По просьбе обвиняемого и  его  адвоката,  судья Станислав Пивовар 
приказал журналистам покинуть зал суда. "Мой подзащитный будет волноваться. Это ему не 
нужно", ‐ объяснила суду адвокат обвиняемого. 
Юрист  БАЖ  Андрей  Бастунец  считает,  что  судья  нарушил  гарантированные  права 
журналистов.  По  мнению  Бастунца,  суд  мог  либо  запретить  представителям  СМИ 
использовать  аудио  и  видеотехнику,  либо  объявить  заседание  закрытым,  хотя  сделать  это 
также можно  только при определенных обстоятельствах. Например,  когда материалы дела 
касаются личной жизни кого‐то из участников. 



 
2 ноября член БАЖ, юрист и правозащитник Леонид Судаленко получил официальный вызов 
в налоговую инспекцию Советского района Гомеля на 9 ноября "для подписания протокола и 
участия  в  административном  процессе".  Причиной  административного  дела  стал  отказ 
Судаленко предоставить декларацию о доходах.  
"Инспекция не обеспечивает конфиденциальность полученной информации. В 2008 г. после 
подачи декларации сведения о моих доходах попали в СМИ, в частности, в государственную 
областную газету "Гомельская праўда"”, ‐ объясняет Л. Судаленко. Он убежден, что причины 
интереса к его личности со стороны налоговой инспекции политически мотивированны.  
 
5  ноября  стало  известно,  что  бывший  политзаключенный  Александр  Отрощенков  ‐  пресс‐
секретарь экс‐кандидата на президента Андрея Санникова, активист кампании "Европейская 
Беларусь" решил не возвращаться в Беларусь. Теперь он находится в Варшаве. Свое решение 
Отрощенков объяснил возможным повторным арестом. 
Напомним,  2  марта  2011  г.  суд  Фрунзенского  района  Минска  (судья  Татьяна  Черкас) 
приговорил  журналиста  к  4  годам  лишения  свободы  в  колонии  усиленного  режима.  Его 
обвинили  в    участии  в  массовых  беспорядках  (ч.  2  ст.  293  УК)  19  декабря  на  площади 
Независимости  в  Минске.  Отрощенков    был  задержан  утром  20  декабря  в  собственной 
квартире. До суда удерживался в СИЗО КГБ. Был освобожден 14 сентября 2011 г. решением 
Лукашенко, прошение о помиловании не писал. 
 
9 ноября стало известно, что австралийскому тележурналисту Амосу Робертсу до сих пор не 
вернули изъятую белорусскими таможенниками технику и личные вещи. С момента изъятия 
аппаратуры  скоро  пройдет  два  месяца.  А  с  момента  подачи  журналистом  жалобы  в 
Генеральную  прокуратуру  ‐  почти  полтора.  "Несмотря  на  многочисленные  обращения 
телеканала  SBS  и  запросы  от  Посольства  Австралии  в Москве,  власти  не  пояснили,  почему 
меня  остановили,  почему  мое  оборудование  было  изъято  и  когда  его  вернут",  ‐  сообщил 
журналист. 
Напомним,  что  Амос  Робертс  имел  официальную  аккредитацию  при  белорусском  МИД  и 
работал здесь в сентябре в течение недели. В частности, журналист снимал в Беларуси сюжет 
о шведском "плюшевом десанте". 21  сентября А. Робертс собирался покинуть нашу страну, 
но  был  остановлен  при  прохождении  таможенного  контроля  в  аэропорте  "Минск‐2". 
Представители  таможенных  служб  и  неизвестные  в штатском,  присутствовавшие  при  этом, 
забрали  у  него  всю наличную аппаратуру  и  носители информации  ‐  вплоть  до мобильного 
телефона. Назвать себя эти люди отказались.  
 
11  ноября  белорусскую  журналистку  Ирину  Халип,  корреспондента  российской  "Новой 
газеты",  наградили  премией  имени  Хермана  Кестена  (Hermann‐Kesten‐Preis).  Награждение 
прошло при отсутствии лауреата, поскольку журналистка находиться под домашним арестом. 
Во  время  церемонии  в  Дармштадте  президент  немецкого  ПЕН‐центра  Йохано  Штрассер 
назвал Ирину Халип "мужественным борцом за права человека".  
Премия имени руководителя немецкого ПЕН‐центра времен национал‐социализма Хермана 
Кестена  ежегодно  вручается  литераторам  за  выдающиеся  заслуги  в  деле  защиты  прав 
человека либо тем, кто стал жертвой политических репрессий.  
 
12  ноября  на  таможенном  пункте  "Каменный  лог"  белорусско‐литовской  границе  у 
независимых  фотожурналистов  Юлии  Дорошкевич  и  Александра  Васюковича  изъяли  42 



экземпляра  фотоальбома  "Пресс‐фото  Беларуси"  за  2011  год.  По  словам  журналистов, 
сотрудники  белорусской  таможенной  службы,  увидев,  что  в  альбоме  есть  фотографии, 
решили  изъять  издания,  чтобы  проверить,  "нет  ли  там  информации,  опасной  для 
белорусского государства".  
Объяснения  о  том,  что  альбомы  были  изданы  полностью  легально,  все  пошлины  на  них 
уплачены,  а  документы  на  ввоз  этих  изданий  в  Беларусь  уже  есть  в  таможенной  базе,  не 
были приняты к  сведению. Два  года назад альбомы "Пресс‐фото Беларуси"  уже изымались 
на границе для экспертизы, тогда их вернули через месяц. 
 
12  ноября  корреспондентскому  пункту  "Европейского  радио  для  Беларуси"  продлили 
аккредитацию в Беларуси на 1 год ‐ до 10 ноября 2013 года. Соответствующее постановление 
подписал первый заместитель премьер‐министра Владимир Семашко.  
Напомним,  "Еврорадио"  существует  с  2005  г.,  вещание  началось  с  февраля  2006‐го. 
Официальное разрешение на работу в Беларуси радиостанция получила в ноябре 2009 г. На 
сегодняшний день аккредитованы 10 журналистов. 
 
13 ноября стало известно, что бывший главный редактор журнала "ARCHE‐Пачатак" Валерий 
Булгаков принял решение выехать из Беларуси. По словам  журналиста, к такому поступку его 
принудило  следствие,  которое  власть  начала  против  интеллектуального  независимого 
издания.  Вместе  с  этим,  гостелеканал  "Беларусь‐1"  в  программе  криминальной  хроники 
"Зона Х" дважды выступил с обвинениями в распространении экстремистской литературы. В 
последнем случае заявлялось, что "книжное" дело может стать уголовным.  
"Мое решение не является окончательным. Как дальше будет развиваться ситуация, зависит 
от  того,  пойдут  ли  наши  правоохранительные  органы  на  обострение  ситуации,  или  нет",  ‐ 
пояснил В. Булгаков. 
Напомним,  14  сентября  Валерия  Булгакова  задержали  в  Гродно  на  презентации  книги 
"Советизация  Западной  Беларуси"  и  обвинили  в  незаконной  предпринимательской 
деятельности. 24‐28 сентября сотрудники Департамента финансовых расследований провели 
изъятие всех документов за последние два года деятельности из типографии, где печатается 
журнал.  2  октября  было  арестовано  более  5  тысяч  экземпляров  книг  из  собственной 
коллекции Булгакова. 4 октября в ДФР был вызван основатель ARCHE Андрей Дынько, после 
этого он принял решение освободить Булгакова от должности редактора журнала. 4 октября 
ДФР  заблокировал  счета  ARCHE,  а  его  сотрудников  начали  вызывать  в  ДФР  для  дачи 
объяснений.  18  октября  Булгаков  за  незаконную  предпринимательскую  деятельность  был 
оштрафован на 500 тысяч рублей. 
 
15  ноября  стало  известно,  что  прекращено  административное  дело  за  клевету  против 
главного редактора рогачевской районной  газеты  "Вольнае  слова". Привлечь руководителя 
госиздания  к  ответственности  просил  местный  общественный  активист  Денис  Дашкевич. 
Однако  милиция  не  нашла  в  действиях  редактора  районки  состава  правонарушения,  ‐  об 
этом сообщается в официальном ответе за подписью начальника Рогачевского РОВД Виктора 
Пекурина, который  получил по почте Дашкевич.  
Общественный  активист  намерен  обжаловать  это  решение  в  прокуратуру  и  обратиться  с 
иском о защите чести и достоинства в суд.  
 



17  ноября  в  редакции  еженедельника  "Обозреватель"  сообщили,  что  с  28  декабря  газета 
прекращает  свой  выход.  Такое  решение  принял  учредитель  издания,  бизнесмен  Сергей 
Отрощенко, мотивируя его экономическими соображениями.  
 


