
 
Общественное объединение  

“Белорусская ассоциация журналистов” 
 

 
 
 

 
 
 
 
 

СМИ в Беларуси 
 

2007 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 
2008 

 
 
 
 



С О Д Е Р Ж А Н И Е 
 

1. Итоги 2007 г. (обзорный материал) .........................................  3 
 

2. Статистические сведения  ..............................................................  5 

2.1. Печатные СМИ ......................................................................... 5

2.2. Телерадиовещание .............................................................. 7

2.3. Интернет ...................................................................................... 8

 
3. Изменения в законодательстве .................................................  9 
 
4. Хроника конфликтов в сфере СМИ 

4.1. Январь — март .............................................................................. 11

4.1.1. Развитие ситуации в сфере СМИ ........................................ 11

4.1.2. Основная проблема ............................................................... 14

4.2. Апрель — май ............................................................................... 16

4.2.1. Развитие ситуации в сфере СМИ ........................................ 16

4.2.2. Основная проблема ............................................................... 18

4.3. Июнь — август ………................................................................... 19

4.3.1. Развитие ситуации в сфере СМИ ........................................ 19

4.3.2. Основная проблема ............................................................... 21

4.4. Сентябрь — октябрь ……............................................................. 22

4.4.1. Развитие ситуации в сфере СМИ ........................................ 22

4.4.2. Основная проблема ............................................................... 24

4.5. Ноябрь — декабрь ….................................................................... 26

4.5.1. Развитие ситуации в сфере СМИ ........................................ 26

4.5.2. Основная проблема ............................................................... 29

 
5. Рейтинги и события ............................................................................ 30 



CМІ ў Беларусі 2007 

 3

1. Итоги 2007 г. (обзорный материал) 
 

Определяющим образом на ситуацию в сфере СМИ в 2007 г. продолжал влиять 
отказ государственных предприятий-монополистов «Белпочта» и «Союзпечать» 
распространять многие независимые газеты. Ситуация остается неизменной с конца 
2005 г., когда накануне президентских выборов большинство независимых газет были 
исключены из подписных каталогов «Белпочты» и их перестали продавать через сеть 
киосков «Союзпечати».  

В конце 2007 г. к пострадавшим белорусским изданиям присоединились и 
некоторые российские («Коммерсант», «Московский Комсомолец», «Новая газета», 
«Независимая газета»), также не включенные в подписной каталог на 2008 г. Как и в 
случае с белорусскими изданиями, «Белпочта» объяснила это «экономической 
нецелесообразностью». Иски редакций исключенных из подписки газет и их читателей 
к «Белпочте» суды рассматривать отказались. При этом подписка на газеты объявлена 
лицензируемым видом деятельности, а лицензии выдает Министерство связи и 
информатизации, в систему которого и входит «Белпочта». 

В качестве инструмента давления на СМИ использовались и иски 
высокопоставленных чиновников. 1 октября суд Ленинского района г. Минска взыскал 
с газеты «Народная воля» и журналистки Марины Коктыш в пользу руководителя 
Главного идеологического управления Администрации президента Олега 
Пролесковского 27 млн. руб. (более 12 тыс. долларов). Еще большую сумму суд 
взыскал по иску генерала и сенатора Николая Чергинца: 51 млн. руб. (около 24 тыс. 
долларов) с газеты «Новы Час» и Александра Томковича. Причем первоначально 
Н. Чергинец требовал 600 млн. руб., но впоследствии снизил требуемую сумму. Иск 
Чергинца вызвал большой резонанс как в Беларуси, так и за ее пределами (что, 
возможно, и привело к снижению суммы иска).  

Еще одной характеристикой 2007 г. стало усиление активности со стороны 
силовых структур: милиции, прокуратуры, Комитета государственной безопасности 
(КГБ). На протяжении года сотрудники милиции задерживали журналистов и 
распространителей независимой прессы во всех регионах страны. Особенный резонанс 
вызвали инциденты в Барановичах (Брестская обл.), когда были задержаны 
аккредитованные корреспонденты зарубежных СМИ, и на белорусско-украинской 
границе, где были задержаны журналисты, возвращавшиеся с рок-фестиваля «Право 
быть свободным». Сотрудники КГБ «отличились» многочисленными вызовами 
журналистов в органы госбезопасности, давлением на них и преследованием 
корреспондентов и авторов, сотрудничающих с зарубежными СМИ. Особенно 
активными были Управления КГБ в Гомельской и Гродненской областях.  

В центре внимания в 2007 г. в Беларуси оставался Интернет. В феврале 
правительство издало постановление о регулировании интернет-кафе и клубов. Весной 
были блокированы сайты, ведшие онлайн-репортажи с акций оппозиции. Летом глава 
государства заявил, что анархию в Интернете нужно остановить: «Нельзя допускать, 
чтобы это техническое достижение превратилось в информационную помойку», — а 
Министерство информации сообщило о создании межведомственной рабочей группы 
по изучению международного опыта в этой сфере, причем сразу же упомянуло о 
китайском опыте регулирования Интернета. В августе к двум годам лишения свободы 
был осужден за публикацию на одном из интернет-ресурсов политик и публицист 
Андрей Климов, находившийся под стражей с 3 апреля 2007 г. В декабре нижняя 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 4 

палата белорусского парламента приняла в первом чтении закон «Об информации, 
информатизации и защите информации», направленный, по мнению экспертов, на 
ограничение распространения информации (в том числе и в Глобальной сети).  

Одновременно властями были предприняты попытки взять под контроль 
установку гражданами локальных компьютерных сетей и спутниковых телевизионных 
антенн. Попытки демонтировать «самовольно» установленные «тарелки» 
предпринимались в Пинске, Минске, Гродно, других белорусских городах. Это 
связывают с началом вещания независимого спутникового телеканала «TV Беларусь» 
(торговая марка «БелСат»). Тестовое вещание этого телеканала, созданного на 
территории Польши с участием белорусских журналистов, началось 10 декабря 2007 г. 
На сайте «TV Беларусь» отмечается, что миссией телеканала является предоставление 
«точной и независимой информации о событиях в Беларуси, Европе и мире».  

Наиболее резонансным событием 2007 г. (судя по обсуждению в прессе и 
Интернете) оказалась встреча «запрещенных» рок-музыкантов с начальником Главного 
идеологического управления Администрации президента Олегом Пролесковским. С 
середины 2004 г., когда известные белорусские рок-музыканты выступили на акции 
оппозиции, они попали в так называемые «черные списки». Большинство белорусских 
теле- и радиостанций отказались прокручивать их треки в эфире, ссылаясь на 
негласные указания. Запрещались и концерты музыкантов. На встрече с лидерами 
«запрещенных» рок-групп О. Пролесковский дал понять, что запреты эти будут сняты, 
если музыканты не будут выступать на оппозиционных акциях.  

В конце 2007 г. был утвержден бюджет Республики Беларусь на 2008 г. На 
финансирование государственных и дотируемых властью СМИ запланировано около 
74 млн. долларов. В 2007 г. на эти цели выделялось около 64 млн. долларов, в 2006 г. — 
более 60 млн. долларов, в 2005 г. — около 40 млн., в 2004 г. — менее 30 млн. долларов 
США по курсу Национального банка Республики Беларусь. 

Мониторинг ситуации в сфере СМИ, который осуществляет ОО «Белорусская 
ассоциация журналистов», свидетельствует, что в 2007 г.: 

− продолжалась экономическая и правовая дискриминация независимых 
СМИ; 

− нарушения свободы средств массовой информации допускались, в первую 
очередь, государственными органами и их должностными лицами; 

− эти нарушения преследовали цель ограничить циркулирование в обществе 
нецензурируемой информации; 

− достигалась эта цель, в первую очередь, экономическими средствами, 
призванными на фоне откровенной финансовой и административной 
поддержки подконтрольных властям СМИ лишить независимую прессу 
источников прибыли и возможности доходить до читателя; 

− в свою очередь, это стимулировало независимую журналистику искать 
другие пути к своей аудитории (создание альтернативных путей 
распространения газетной продукции, интернет-версий газет, развитие 
онлайн-изданий, не имеющих бумажной версии, зарубежное вещание, 
малотиражная незарегистрированная пресса, мультимедиапроекты и др.).  



CМІ ў Беларусі 2007 

 5

2. Статистические сведения 
 
2.1. Печатные СМИ 
 

На 1 января 2008 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 1266 периодических 
печатных СМИ. За год их количество несколько выросло (на 42).  

Начиная с 1996 г. аннулировано 1214 свидетельств о регистрации СМИ, 487 
изданий перерегистрировано. По словам министра информации Владимира Русакевича, 
«это естественный процесс регистрации, лишения лицензии и прекращения 
существования». 

По состоянию на 1 февраля 2008 г. в Беларуси зарегистрировано 707 газет, 523 
журнала, 35 бюллетеней, 3 каталога, 1 альманах (всего — 1269 периодических 
печатных изданий) и 9 информационных агентств. 394 издания — государственные (в 
том числе 220 газет и 160 журналов). Негосударственных периодических печатных 
СМИ — 875 (в том числе 487 газет и 363 журнала). Однако подавляющее большинство 
негосударственных СМИ являются сугубо развлекательными или рекламными 
изданиями либо выходят нерегулярно. Негосударственных СМИ общественно-
политической направленности, по подсчетам ОО «Белорусская ассоциация 
журналистов», в стране около 30. Половина из них исключена из государственных 
систем распространения по подписке и через киоски. 

Только 79 из зарегистрированных печатных изданий выходят на белорусском 
языке. Еще 278 используют как белорусский, так и русский язык. Большинство изданий 
— 536 — выходит на русском языке, а еще 365 — на русском и других. Количество 
белорусских СМИ на других языках (польском, украинском, английском) остается 
крайне незначительным — 8.  

Наибольшим тиражом в Беларуси выходит газета «Советская Белоруссия», 
издаваемая Администрацией Президента. Тираж этого издания несколько уменьшился 
и к началу 2008 г. составил 418 тыс. экземпляров. Тиражи других национальных 
государственных газет значительно ниже — около 30 тыс. экземпляров («Рэспублiка» 
— около 50 тыс. экземпляров). Общий разовый тираж государственной местной печати 
(136 областных, городских, районных и объединенных газет) в первом квартале 2008 г. 
составил 882,7 тыс. экземпляров. Наибольший тираж имеет государственная пресса в 
Витебской области (181,1 тыс. экземпляров), наименьший — в Гродненской (108,5 
тыс.). Независимых общественно-политических изданий в Витебской и Гродненской 
областях осталось лишь по одному (после приостановления выхода весной 2007 г. 
газеты «Витебский курьер М»).  

Тиражи негосударственных изданий значительно ниже (хотя в некоторых 
регионах независимые СМИ имеют больший тираж, чем местные государственные 
издания). Совокупный тираж всей негосударственной общественно-политической 
прессы меньше, чем тираж одной «Советской Белоруссии» (притом что большинство 
независимых газет — еженедельники, а «Советская Белоруссия» выходит 5 раз в 
неделю). Конкурировать с ней в состоянии только «Комсомольская правда в 
Белоруссии», ежедневный тираж которой составляет около 40 тыс. экземпляров, а 
выпуск в четверг выходит тиражом в 350 тыс. экземпляров. Однако «Комсомольская 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 6 

правда в Белоруссии» является трансграничным СМИ, основанным российским 
капиталом, и основной объем газеты составляют развлекательные материалы. 

Дисбаланс тиражей государственной и негосударственной прессы вызван 
правовой и экономической дискриминацией негосударственных СМИ. В то же время 
государственные средства массовой информации получают не только 
административную поддержку и различного рода преференции, но и бюджетное 
финансирование, размеры которого с каждым годом возрастают. В республиканском 
бюджете 2007 г. на эти цели было выделено около 64 млн. долларов, а на 2008 г. 
запланировано около 74 млн. долларов. 

К тому же негосударственные СМИ жестко контролируются как местными 
исполнительными органами, так и Министерством информации и прокуратурой. 

В течение года Министерство информации вынесло 86 письменных 
предупреждений 76 изданиям за нарушение законодательства о СМИ. Деятельность 
трех изданий — «Неделя в Молодечно», «Столичные квартиры» и «Fitness and life» — 
приостанавливалась сроком на 3 месяца. Поводом для приостановления деятельности 
изданий стало нарушение ими ст. 11 закона «О печати и других средствах массовой 
информации» (нарушение периодичности выхода, языка, адреса, а также размещение 
рекламы в объемах больше разрешенных). 



CМІ ў Беларусі 2007 

 7

2.2. Телерадиовещание 
 

Ситуация в телевизионном и радиовещательном секторе существенно отличается 
от ситуации с печатными СМИ. 

На 1 декабря 2007 г. в Беларуси зарегистрировано 216 программ 
телерадиовещания, из которых 156 радиовещательных, а 60 — телевизионных. 
Большинство из зарегистрированных телерадиовещательных СМИ (183) — 
государственной формы собственности, и лишь 53 — негосударственной. С начала года 
зарегистрированы 6 телепрограмм и 1 радиопрограмма (все — государственные). 
Количество и структура зарегистрированных радио- и телевизионных СМИ долгое 
время почти не меняются. Все телерадиокомпании действуют на основе лицензии, 
которая выдается Министерством информации Республики Беларусь, и подконтрольны 
этому государственному органу. 

На 1 ноября 2007 г. в Беларуси действовало 129 операторов кабельного 
телевидения (с государственной формой собственности — 23, с негосударственной — 
106), имеющих соответствующие лицензии Министерства связи и информатизации 
Республики Беларусь. Наибольшее их количество — в Гродненской области (28), 
наименьшее — в Гомельской и Минске (по 11). В социальный пакет, который обязаны 
включать в пакет телепрограмм операторы кабельного телевидения, входят 
белорусские программы «Первый канал», «Лад», «Общенациональное телевидение», 
«Столичное телевидение», а также «НТВ-Беларусь» и «Россия-Беларусь».  

В FM-диапазоне в Беларуси вещает 31 радиостанция, из них 15 в г. Минске.  

Главенствующее положение на рынке телерадиовещания занимает Национальная 
государственная телерадиокомпания Республики Беларусь, совмещающая функции 
вещательной организации и органа государственного управления. В состав НГТРК 
входят Первый канал, телеканал «Лад», спутниковый канал «Беларусь-ТВ», Первый 
Национальный канал Белорусского радио, радиоканал «Культура», радиостанция 
«Беларусь», вещающая на зарубежье, радиостанция «Столица», радиостанция «Радиус-
FM» и пять областных телерадиокомпаний. Принимать Первый телеканал могут 
99,49% населения Беларуси, 97,35% населения могут принимать две телепрограммы, 
80,58% — три, 58,96% — четыре и более программ. 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 8 

2.3. Интернет 
 

Около 30% взрослого населения Беларуси пользуются Интернетом. Это следует 
из результатов многочисленных социологических опросов.  

Согласно национальному опросу, проведенному 5–15 мая 2007 г. Независимым 
институтом социально-экономических и политических исследований (Литва), 5,2% 
опрошенных пользуются Интернетом ежедневно, 9,9% — несколько раз в неделю, 
10,9% — раз в месяц, 4% — несколько раз в году. 58,3% опрошенных Интернетом не 
пользуются, а 10,5% не знают, что это такое. 24,6% белорусских пользователей 
Интернета посещают российские сайты, 20,2% — белорусские, 9,9% — европейские, а 
1,3% — американские сайты. 

Значение Интернета как источника неподцензурной информации для Беларуси 
подтвердили данные, озвученные на конференции «Деловой Интернет», которая 
состоялась в Минске 4–5 октября 2007 г. По данным исследований, 21% взрослого 
населения Беларуси назвали Интернет одним из наиболее предпочитаемых источников 
информации. И, хотя большинство белорусских пользователей предпочитает 
зарубежные интернет-ресурсы, растет и количество белорусских сайтов. В 2007 г. их 
количество выросло на 5 тыс. и достигло 25 тыс. Количество порталов увеличилось до 
234 (в прошлом году — 82), сайтов печатных СМИ — 260 (в 2006 г. было 239). 
Суточная аудитория пользователей Интернета выросла за 2007 г. на 29% и составляет 
180 тыс. человек. Впрочем, значительная часть этой аудитории, по данным портала 
«Акавита», ищет в Интернете работу, рефераты, мобильные телефоны.  

В ноябре — декабре 2007 г. появились сообщения о начале вещания двух 
интернет-радио.  

20 ноября началось тестовое вещание интернет-радиостанции «NETRadio», 
которая, как утверждают ее создатели, станет первым профессиональным интернет-
радио в Беларуси. 6 декабря начало вещание интернет-радио портала TUT.BY (бренд — 
«Радио TUT»). Помимо музыкального вещания канал планирует каждые полчаса 
передавать online новости. В связи с недостаточной распространенностью в Беларуси 
технологий широкополосного доступа в сеть организаторы «Радио TUT» называют его 
открытие экспериментальным. 



CМІ ў Беларусі 2007 

 9

3. Изменения в законодательстве 
 

4 января принят закон «О противодействии экстремизму». В соответствии со ст. 
14 закона запрещаются издание и распространение, в том числе через средства 
массовой информации, экстремистских материалов. Информационная продукция, 
содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую 
деятельность, изымается и уничтожается на основании решения суда о признании ее 
экстремистскими материалами. 

10 февраля издано Положение о порядке работы компьютерных клубов и 
интернет-кафе. Оно утверждено постановлением Совета Министров № 175. 
Положение, в частности, обязывает руководителей интернет-кафе и компьютерных 
клубов вести электронный журнал доменных имен сайтов, к которым получали доступ 
пользователи, а также предоставлять эти сведения органам госбезопасности, 
правоохранительным органам и органам госконтроля.  

19 февраля Совет Министров принял постановление № 205 «О финансировании в 
2007 году периодических изданий». Постановлением утвержден Перечень 
периодических изданий, редакциям которых в 2007 г. выделяются субсидии из 
республиканского бюджета. В перечне — 29 изданий. Порядок выделения субсидий 
поручено разработать Министерству информации по согласованию с Министерством 
финансов. 

1 марта вступили в силу новые Кодекс об административных правонарушениях и 
Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. 
Санкции за нарушение законодательства о печати и других средствах массовой 
информации резко выросли. Размер санкций по этой статье колеблется от 20 до 500 
базовых величин (от 325 до более чем 8 тыс. долларов). Право составлять протоколы по 
данной статье предоставлено Министерству информации Республики Беларусь (ст. 3.30 
ПИКоАП). 

10 сентября Министерство информации приняло постановление № 12 «О 
наделении полномочиями должностных лиц Министерства информации Республики 
Беларусь на составление протоколов об административных правонарушениях».  

10 мая принят новый закон «О рекламе».  

12 ноября Совет Министров принял постановление № 1497 «О реализации Закона 
Республики Беларусь «О рекламе». Этим постановлением утверждены, в частности, 
Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики 
Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой 
территории; Положение о порядке размещения (распространения) на территории 
Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков и табачных изделий в средствах 
массовой информации. 

7 июня Брестский городской исполнительный комитет утвердил Положение о 
работе общественных распространителей печатных изданий (решение № 912). В 
Положении определены правила и условия работы общественных распространителей 
СМИ. Разрешение редакциям газет, издаваемых в г. Бресте, на реализацию их печатных 
изданий через общественных распространителей выдает Брестский горисполком.  



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 10 

27 июня Палата представителей Национального собрания приняла в первом 
чтении поправки к закону «О государственной службе». В соответствии с 
законопроектом целесообразность публикаций и выступлений государственных 
служащих в СМИ будут определять руководители государственных органов. Для того 
чтобы выступить в СМИ, госслужащие должны будут получить на это разрешение.  

17 сентября Министерство связи и информатизации утвердило новые Правила 
приема подписки на печатные средства массовой информации и их доставки. Помимо 
подписки на печатные СМИ, осуществляемой оператором почтовой связи, Правила 
допускают возможность редакционной подписки, осуществляемой непосредственно 
редакцией (издателем) этого СМИ.  

12 декабря Палата представителей Национального Собрания Республики 
Беларусь приняла в первом чтении законопроект «Об информации, информатизации и 
защите информации». Еще в начале работы над законопроектом эксперты отмечали, 
что он направлен на ограничение свободы информации и содержит большое 
количество отсылочных норм, что создает предпосылки для регулирования 
информационной сферы подзаконными актами. Многие замечания международных 
экспертов и ОО БАЖ разработчиками законопроекта впоследствии были учтены 
(например, закреплено, что закон не распространяется на отношения в сфере СМИ, и 
исключены упоминания об Интернете). Тем не менее проект закона сохранил 
ограничительный характер.  

26 декабря принят закон «О бюджете Республики Беларусь». В соответствии с 
ним на финансирование СМИ выделено 158 981 198 тыс. руб. (около 74 млн. долларов), 
из них на финансирование телевидения и радио — 121 927 423 тыс. руб. (более 56 млн. 
долларов). Еще 15 899 505 тыс. руб. (более 7 млн. долларов) предусмотрено на 
поддержку периодической печати и издательств, а 21 154 270 тыс. руб. (около 10 млн. 
долларов) — на прочие расходы средств массовой информации. Дотируются 
преимущественно государственные СМИ, а также СМИ, избранные Министерством 
информации на непрозрачной основе. 



CМІ ў Беларусі 2007 

 11

4. Хроника конфликтов в сфере СМИ 
 
4.1. Январь — март 
 
4.1.1. Развитие ситуации в сфере СМИ 
 

Основной проблемой, которую независимые СМИ были вынуждены решать на 
протяжении первых трех месяцев 2007 г., оставалась проблема распространения. Более 
половины из 30 негосударственных общественно-политических СМИ столкнулись с 
отказами государственных предприятий-монополистов «Белпочта» и «Союзпечать» 
распространять их по подписке и в розницу (см. «Основная проблема»). 

В центре внимания в эти месяцы оставалась ситуация с газетой «Витебский 
курьер М». Помимо проблем с распространением (газета исключена из подписного 
каталога «Белпочты» и не продается в киосках «Союзпечати»), это издание 
столкнулось с проблемами в размещении редакции в Витебске и в печатании газеты.  

10 января Хозяйственный суд Витебской области удовлетворил иск предприятия 
«Элсан», у которого редакция арендовала помещение, о признании договора аренды 
недействительным (до этого в течение 2006 г. редакция дважды уже сталкивалась с 
необходимостью менять офис по требованию арендодателя). Через неделю, 17 января, 
Министерство информации письмом за подписью заместителя министра Л. Ананич 
потребовало от редакции сообщить о новом юридическом адресе в течение двух 
месяцев под угрозой, что в противном случае выход газеты будет приостановлен. 12 
февраля апелляционная инстанция Хозяйственного суда Витебской области отклонила 
жалобу редакции на судебное решение, после чего то вступило в законную силу. 
Редакция была обязана освободить занимаемые помещения в течение 10 дней, однако 
подала кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд, который приостановил 
исполнение решения. 26 марта Высший хозяйственный суд Республики Беларусь 
удовлетворил кассационную жалобу редакции газеты «Витебский курьер М», отменил 
постановления нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. 

Однако за 4 дня до этого редакция столкнулась с другой серьезной проблемой. 22 
марта государственное предприятие «Витебская областная типография» отказалось 
продолжить договор на печать «Витебского курьера М». Об этом стало известно, когда 
газета была уже сверстана и готовилась к отправке в типографию. Редакция 
переверстала газету из формата А-2 в формат А-4 и распечатала ее на принтере. В 
дальнейшем предполагалось печатать газету в Смоленске (Россия), где сейчас 
вынуждены печататься такие белорусские газеты, как «Товарищ» и «Народная воля». 
Однако в апреле редакции все же удалось заключить договор с Витебской областной 
типографией сроком до мая 2007 г. 

В Гомеле местные журналисты столкнулись с проблемами другого характера. В 
этом областном центре независимых изданий нет, и журналисты работают на 
столичные либо зарубежные СМИ. 5 февраля журналистка Юлия Сальникова получила 
официальное предупреждение от прокуратуры Гомельской области о недопустимости 
работы в качестве зарубежного корреспондента без аккредитации. Журналистку 
предупредили также об ответственности за предоставление необъективных сведений, 
которые направляются в зарубежные СМИ. 17 марта прокуратура Гомельской области 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 12 

составила протокол об административном правонарушении в отношении журналиста 
Анатолия Готовчица, который работает на белорусское информационное агентство 
«БелаПАН». Поводом для этого послужило появление нескольких материалов 
журналиста на сайте белорусской службы «Радио Свобода». Возбуждение дела 
инициировало Управление КГБ Гомельской области, которое взяло объяснения у 
чиновников, дававших комментарии А. Готовчицу (например: «Давали ли вы согласие 
на интервью американской радиостанции «Свобода»?»), и направило их в прокуратуру. 
26 марта суд Центрального района г. Гомеля оштрафовал журналиста на 2 базовые 
величины (около 30 долларов США). Журналист постановление суда обжаловал. В 
жалобе он сослался, в частности, на ст. 19 Международного пакта о гражданских и 
политических правах, в соответствии с которым каждый человек имеет право получать 
и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных 
границ. 

Работники прокуратуры выносили предупреждения в адрес журналистов и в 
других регионах Беларуси. Так, 9 января заместитель главного редактора 
негосударственной газеты «Ганцавіцкі час» (Брестская обл.) Петр Гузаевский получил 
предупреждение от прокуратуры Ганцевичского района. Поводом для этого стала его 
статья «Выбары ў раённы Савет будуць без выбару», в которой он анализировал ход 
выборов в местные Советы депутатов. В предупреждении указывалось, что в случае 
повторения нарушения деятельность газеты может быть приостановлена. Журналист 
обжаловал предупреждение в прокуратуру Брестской области, однако та оставила 
предупреждение в силе. Более того, 26 февраля предупреждение от прокуратуры 
района получил главный редактор газеты Алексей Белый. В предупреждении вновь 
указывалось, что в случае нарушения в дальнейшем законодательства о СМИ может 
быть поставлен вопрос о приостановлении выхода газеты. Поводом для вынесения 
предупреждения стали критические статьи П. Гузаевского о ходе и результатах 
выборов в Ганцевичском районе.  

Предупреждения в адрес негосударственных газет выносило и Министерство 
информации. 17 января предупреждение получила негосударственная спортивная 
газета «Прессбол» на том основании, что главным редактором газеты является не 
директор унитарного предприятия «Прессбол» Ю. Орлов, а другое лицо — В. Бережков 
(который является главным редактором издания уже несколько лет).  

12 февраля Министерство информации вынесло два предупреждения редакции и 
учредителю литературно-художественного и научно-популярного журнала «ARCHE. 
Пачатак». Нарушением законодательства министерство сочло тот факт, что редакция в 
декабре 2006 г. выпустила сразу 3 номера журнала после трехмесячного 
приостановления деятельности журнала — за октябрь, ноябрь и декабрь. Выход 
журнала был приостановлен Министерством информации 19 сентября 2006 г. на том 
основании, что в журнале, зарегистрированном как литературно-художественный и 
научно-популярный, были опубликованы общественно-политические статьи. 

Два года назад, 10 марта 2005 г., представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ 
Миклош Харашти в докладе об итогах своего визита в Беларусь отметил, что 
Министерство информации наделено широкими полномочиями по применению 
санкций в отношении СМИ и прибегает к чрезмерному использованию этих 
полномочий. Рекомендации Представителя ОБСЕ прекратить административное 
вмешательство министерства в деятельность СМИ услышаны не были. Напротив, с 1 
марта 2007 г. (со вступлением в силу нового Кодекса об административных 
правонарушениях) полномочия Министерства информации в отношении СМИ еще 
более расширились. Оно получило еще один рычаг воздействия на СМИ: право 



CМІ ў Беларусі 2007 

 13

составлять протоколы за нарушение законодательства о СМИ. Причем санкции по 
статье «Нарушение законодательства о печати и других средствах массовой 
информации» (ст. 22.9 КоАП) весьма велики: по ч. 3 указанной статьи штраф для 
юридического лица составляет от 1,5 тыс. до 7 тыс. долларов. 

В рассматриваемый период был издан еще один нормативный акт, касающийся 
свободы информации, — Положение о порядке работы компьютерных клубов и 
интернет-кафе. Оно утверждено 10 февраля постановлением Совета Министров № 175. 
Положение, в частности, обязывает руководителей интернет-кафе и компьютерных 
клубов вести электронный журнал доменных имен сайтов, к которым получали доступ 
пользователи, а также предоставлять эти сведения органам госбезопасности, 
правоохранительным органам и органам госконтроля.  

Попытка государственного контроля за деятельностью интернет-пространства 
имела место и на технологическом уровне. 25 марта 2007 г. во время акции 
белорусской оппозиции «День воли» были блокированы практически все самые 
популярные белорусские интернет-ресурсы, которые могли освещать эту акцию.  



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 14 

4.1.2. Основная проблема 
 

Самой серьезной проблемой независимых СМИ с конца 2005 г. продолжает 
оставаться проблема распространения.  

С мая 2004 г. распространение газет по подписке в Беларуси объявлено 
лицензируемым видом деятельности. Лицензии выдает Министерство связи и 
информатизации, в систему которого входит «Белпочта», занимающая доминирующее 
положение на рынке подписки (т. е. министерство решает вопрос о допуске на рынок 
подписки потенциальных конкурентов «собственного» предприятия). Большинство 
негосударственных субъектов хозяйствования, обратившихся за лицензиями, получили 
отказ.  

В преддверии президентских выборов 2006 г. «Белпочта» исключила из 
подписного каталога 16 независимых изданий. Она сослалась на то, что, «поскольку 
обязанность по включению печатного издания в каталог не предусмотрена 
законодательством, выбор печатных изданий для формирования каталога с целью 
последующего их распространения через подписку является правом РУП «Белпочта». 
Иски редакций и читателей газет, выброшенных из подписных каталогов, суды 
отказались рассматривать.  

По окончании выборов Президента Республики Беларусь эта проблема не 
разрешилась. При составлении подписного каталога на 2007 г. повторилась ситуация 
конца 2005 г.: «Белпочта» не включила в каталог 13 негосударственных изданий.  

Ситуация с розничной продажей газет аналогична. Занимающие доминирующее 
положение в этом сегменте рынка распространения прессы государственные 
предприятия системы «Союзпечать» одновременно с «Белпочтой» отказались 
распространять многие независимые издания. На начало 2006 г. в киосках 
«Союзпечати» не продавалось 19 газет. К началу 2007 г. их количество уменьшилось 
(сейчас «Союзпечать» не реализует 16 негосударственных общественно-политических 
газет). Некоторое уменьшение числа газет, которые не распространяются в системах 
государственных предприятий-монополистов, объясняется не улучшением ситуации, а 
тем, что несколько печатных изданий прекратили выход: либо были закрыты властями, 
как «Згода» и «Телескоп», либо не выходят по инициативе учредителя, как 
«Салiдарнасць» и «БДГ. Деловая газета», которые не могли ни печататься, ни 
распространяться в Беларуси и перешли в Интернет.  

Ситуация в течение года продолжала усугубляться. 17 января Несвижское 
районное отделение «Миноблсоюзпечати» предупредило негосударственную газету 
«Нясвіжскі час» о том, что с 20 марта разрывает договор на распространение газеты. В 
последующем редакции удалось добиться продолжения договора. 1 февраля отделение 
«Могилевсоюзпечати» отказалось реализовывать негосударственную газету 
«Бобруйский курьер», сославшись на невысокую реализацию и большой процент 
списания. Между тем, реализация издания в последние месяцы выросла, и процент 
списания был небольшим.  

Сложности с распространением независимых изданий не ограничивались 
отказами государственных организаций продавать их в киосках или по подписке. 
Повсюду местные власти настойчиво советовали предпринимателям отказаться от 
торговли местными негосударственными изданиями, угрожая в противном случае 



CМІ ў Беларусі 2007 

 15

негативными последствиями, а милиция задерживала распространителей газет (как 
незарегистрированных, так и зарегистрированных). Так, 12 марта редакция газеты 
«Брестский курьер» получила письмо из горисполкома за подписью заместителя 
председателя Вячеслава Хафизова, в котором говорилось, что «Брестский горисполком 
не считает возможным разрешить редакции газеты ее реализацию через общественных 
распространителей». При этом никаких претензий или вопросов к редакции, уже 15 лет 
распространяющей газету с помощью частных распространителей, в письме не 
приводилось. 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 16 

4.2. Апрель — май 
 
4.2.1. Развитие ситуации в сфере СМИ 
 

Апрель и май 2007 г. были отмечены новыми фактами преследования граждан за 
выражение мнения. 

3 апреля в Минске арестован публицист и политик Андрей Климов. Прокуратура 
предъявила ему обвинение по ст. 361 УК РБ (публичные призывы к свержению 
государственного строя). Поводом для возбуждения уголовного дела стала статья за 
подписью А. Климова, размещенная в Интернете. 10 апреля Правление общественного 
объединения «Белорусская ассоциация журналистов» выступило с протестом в связи с 
уголовным преследованием А. Климова. БАЖ призвала сменить меру пресечения в 
отношении политика и прекратить практику уголовного преследования в связи с 
выражением мнения. 23 апреля арест Андрея Климова осудили «Репортеры без 
границ».  

7 мая стало известно, что обвинение в совершении преступления, 
предусмотренного ст. 189 УК («Оскорбление»), предъявлено журналисту и 
правозащитнику Валерию Щукину. По мнению следствия, оскорбление содержалось в 
листовках, распространявшихся В. Щукиным во время избирательной кампании в 
местные Советы в декабре 2006 г. В листовках сообщалось, что сотрудники окружных 
избирательных комиссий Витебска в ходе досрочного голосования нарушают 
законодательство. Уголовное дело против В. Щукина было возбуждено в декабре 2006 
г. прокуратурами Первомайского и Железнодорожного районов г. Витебска.  

Широко применялся в рассматриваемый период и новый Кодекс об 
административных правонарушениях, вступивший в силу 1 марта 2007 г. К 
административной ответственности привлекались журналисты и распространители 
независимой прессы в Орше (Витебская обл.) и Светлогорске (Гомельская обл.). 22 мая 
в Могилеве во время студенческой акции против отмены льгот сотрудники милиции 
задержали троих журналистов и двух распространителей прессы, однако через час 
после задержания отпустили.  

В апреле — мае было отмечено несколько случаев, когда СМИ смогли отстоять 
свои права. Так, 18 апреля прокурор Ганцевичского района Брестской области Сергей 
Замаро потребовал у редакции негосударственной газеты «Ганцавіцкі час» направлять 
«контрольные выпуски» газеты, заверенные редакционной печатью, в прокуратуру. 
(Ранее он вынес в адрес главного редактора издания Алексея Белого и заместителя 
редактора Петра Гузаевского официальные предупреждения.) Редакция оспорила 
требования прокурора. 17 мая Прокуратура Брестской области удовлетворила жалобу 
редакции и направила С. Замаро письменное указание отозвать свое требование. В 
ответе, подписанном заместителем прокурора области А. Тачко, говорится, что 
прокурору района указано на необходимость принимать решения в процессе служебной 
деятельности в точном соответствии с действующим законодательством. 21 мая 
прокурор Ганцевичского района отозвал свое требование. 

Среди положительных моментов необходимо отметить и возобновление весной 
2007 г. выхода негосударственной общественно-политической газеты «Новы час». 
Шеф-редактор газеты Алексей Король ранее редактировал газету «Згода», закрытую в 



CМІ ў Беларусі 2007 

 17

марте 2006 г. по иску Министерства информации. 25 мая должна была состояться 
презентация обновленного издания, выходящего еженедельно тиражом в 2 500 
экземпляров, однако она была сорвана из-за отказа арендодателя. 

В центре внимания журналистской общественности в апреле 2007 г. находился 
проект закона «Об информации, информатизации и защите информации», 
поступивший в белорусский парламент. 2 апреля ОО «Белорусская ассоциация 
журналистов» в ответ на свой запрос получила текст законопроекта и приглашение 
принять участие в его доработке. 12 апреля на пресс-конференции БАЖ озвучила свои 
замечания и предложения, направленные в Палату представителей Национального 
собрания. По мнению юристов БАЖ, законопроект содержит большое количество 
отсылочных норм (109 ссылок на другие нормативные акты в 58 статьях проекта), 
направлен на ограничение получения, хранения и распространения информации и 
должен быть возвращен на доработку. Комиссия Палаты представителей, обсудив 
законопроект и замечания к нему, согласилась с этим и направила законопроект на 
доработку. 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 18 

4.2.2. Основная проблема 
 

В апреле — мае 2007 г. на первый план вышла проблема распространения в 
Беларуси зарубежной информации и деятельности на территории страны 
корреспондентов зарубежных СМИ.  

Привлеченный к административной ответственности за продолжение 
«деятельности в интересах зарубежных СМИ» гомельский журналист Анатолий 
Готовчиц оспорил это решение суда Центрального района г. Гомеля, однако 27 апреля 
Гомельский областной суд отклонил его жалобу. Журналист был оштрафован за 
подготовку материалов для «Радыё Свабода» без аккредитации после того, как 
Гомельская областная прокуратура вынесла ему официальное предупреждение за 
подобные действия.  

19 апреля стало известно, что идеологическое управление Могилевского 
облисполкома распорядилось прекратить трансляцию в кабельных сетях российского 
телеканала «ТВ 1000» и заменить его на российский же православный канал 
«Благовест». В распоряжении указывалось, что решение о прекращении трансляции 
«ТВ 1000» принято в ответ на просьбу телезрителей, якобы возмущавшихся, что в 
ночном эфире телеканала демонстрируются передачи эротического характера.  

Согласование пакетов телепрограмм, транслируемых кабельными операторами, 
является эффективным способом контроля за содержанием телеэфира и кабельных 
сетей, доступных белорусскому телезрителю. Еще одним способом ограничения 
поступления в страну информации из-за рубежа является разрешительный порядок 
распространения в Беларуси печатных СМИ, зарегистрированных в иностранных 
государствах (кроме России). Для этого требуется письменное разрешение 
Министерства информации.  

В апреле 2007 г. белорусские власти обратили внимание и на спутниковое 
вещание. Сразу в нескольких городах — Лиде (Гродненская обл.), Пинске (Брестская 
обл.), Минске — местные администрации выступили с требованием демонтажа 
спутниковых телевизионных антенн, установленных на фасадах зданий и кровле. 
Чиновники объясняют эти требования эстетическим видом городских улиц и 
ссылаются на то, что антенны установлены без согласования с городскими 
архитекторами. Жителям, отказывающимся выполнить эти распоряжения, угрожают 
штрафом. Ст. 21.13 нового Кодекса об административных правонарушениях 
предусматривает ответственность, в частности, за установку на фасадах, балконах, 
лоджиях, крышах спутниковых и иных антенн (в ранее действовавшем КоАП такая 
норма отсутствовала). 

Кампанию по демонтажу спутниковых тарелок многие связывают со скорым 
появлением спутникового телеканала «БЕЛСАТ», который должен начать вещание с 
территории Польши 15 октября. Телеканал, ориентированный на белорусское 
население, должен стать альтернативой белорусскому государственному телевидению; 
передачи «БЕЛСАТ» будут готовить белорусские журналисты.  



CМІ ў Беларусі 2007 

 19

4.3. Июнь — август  
 
4.3.1. Развитие ситуации в сфере СМИ 
 

Июнь — август 2007 г. были отмечены многочисленными задержаниями 
распространителей и журналистов независимой прессы, а также повышенным 
«вниманием» к прессе сотрудников Комитета государственной безопасности (КГБ). 

Так, 6 июня в Минске были задержаны четверо молодежных активистов, 
распространявших незарегистрированные бюллетени «Права на волю» и «6 м 
квадратных». 8 июля распространитель незарегистрированных малотиражных газет 
был задержан в Орше (Витебская обл.). Сотрудники милиции изъяли у него 70 
экземпляров газет. 12 июля в Шкловском районе (Могилевская обл.) была задержана 
корреспондентка газеты и сайта «Салiдарнасць» Елена Якжик, которая делала 
фотоснимки дома жены президента А. Лукашенко. Сотрудники милиции заставили ее 
удалить сделанные снимки. 19 июля милиционеры задержали нескольких журналистов, 
освещавших ход автопробега, организованного активистами незарегистрированной 
организации «Малады фронт». Среди задержанных — корреспондент белорусской 
службы «Радыё Свабода» Любовь Лунева, журналист газеты «Белорусы и рынок» 
Геннадий Барбарич, корреспондент Польского радио Мария Король и редактор 
малотиражной могилевской газеты «БУМ» Станислав Ковалевский. Журналистов 
вместе с участниками акции под конвоем доставили в Дзержинский РУВД (Минская 
обл.), где продержали около 2 часов. 27 июля в Могилеве были задержаны редактор и 
технический редактор, а также распространитель незарегистрированной газеты «Наш 
Могилев». У распространителя были изъяты 109 экземпляров газеты. 

23 августа сотрудники Управления КГБ по Минской области провели обыск в 
квартире пресс-секретаря незарегистрированной организации «Малады фронт» 
журналиста Бориса Горецкого. У него изъяли системный блок компьютера и подшивку 
негосударственной газеты «Наша Ніва». В конце августа КГБ провел серию допросов 
молодых журналистов в регионах. 28 августа в Гродно были вызваны на допрос два 
молодых журналиста (пожелавшие остаться неназванными), у которых сотрудники КГБ 
пытались узнать причины их частых поездок в Польшу и не имеют ли они отношения к 
польскому телеканалу «Белсат», который должен в ближайшие месяцы начать 
спутниковое вещание на Беларусь. Сотрудники КГБ угрожали журналистам 
ответственностью за шпионаж и дискредитацию Республики Беларусь и обещали 
вызвать на допрос их родителей. 29 августа в Могилеве следователь отдела Управления 
КГБ по Могилевской области вызвал на допрос «в качестве свидетеля» журналистку, 
также пожелавшую остаться неназванной. Однако допрос по неизвестным причинам 
перенесли. 

29 августа гродненский журналист Иван Роман был вызван в прокуратуру 
Ленинского района г. Гродно также в качестве свидетеля. Но прокурор стал задавать 
вопросы о профессиональной деятельности самого И. Романа. Прокурор интересовался 
некоторыми статьями, размещенными в июле на сайте польского «Радыё Рацыя», в 
которых якобы «дискредитируется государственный орган». 

В рассматриваемый период независимые издания сталкивались с проблемами и 
другого рода. 10 августа из редакции негосударственной газеты «Народная воля» 
судебные исполнители забрали 7 мониторов, ксерокс и другую оргтехнику. Они 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 20 

ссылались на необходимость исполнить судебное решение, в соответствии с которым 
«Народная воля» должна выплатить 2 млн. руб. (меньше 700 евро) директору одного из 
предприятий в качестве компенсации морального вреда. Технику вернули только 13 
августа, после того, как денежные средства были выплачены. 

Серьезной проблемой для белорусских СМИ оставался и доступ к информации. В 
июне была предпринята попытка ограничить его на законодательном уровне. 27 июня 
Палата представителей Национального собрания приняла в первом чтении 
законопроект, в соответствии с которым целесообразность публикаций и выступлений 
государственных служащих в СМИ будут определять руководители государственных 
органов. Для того чтобы выступить в СМИ, госслужащие должны будут получить на 
это разрешение. 28 июня ОО «Белорусская ассоциация журналистов» приняло 
заявление, в котором отметило, что принятие указанных поправок к закону «О 
государственной службе» приведет к ущемлению свободы прессы, еще большей 
закрытости деятельности государственных органов, а также к ограничению 
конституционного права госслужащих на выражение своего мнения. БАЖ призвала 
депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики исключить из 
законопроекта эти положения. 

Среди других событий летнего периода необходимо выделить продолжение 
уголовного преследования граждан за высказывание своего мнения. 8 июня суд 
Первомайского района г. Витебска признал журналиста и правозащитника Валерия 
Щукина виновным в оскорблении (ч. 2 ст. 189 УК) членов избирательных комиссий в 
ходе выборов в местные Советы депутатов 2007 г. и приговорил его к штрафу. 25 июля 
Витебский областной суд отклонил кассационную жалобу В. Щукина.  

1 августа суд Центрального района г. Минска признал виновным в призывах к 
насильственному свержению или смене конституционного строя с использованием 
средств массовой информации (ст. 361 УК) политика и публициста Андрея Климова. 
Он осужден к двум годам лишения свободы в колонии строгого режима. Об этом стало 
известно только через месяц после вынесения обвинительного приговора. Судебный 
процесс был закрытым и прошел втайне от общественности. Использованием средства 
массовой информации суд признал размещение публикаций А. Климова в Интернете. 
Приговор в законную силу не вступил в связи с его обжалованием. Активный оппонент 
действующей власти А. Климов находится под стражей с 3 апреля 2007 г. Ранее он 
провел 4 года в заключении по обвинению в экономических преступлениях и был 
осужден к 15 месяцам ограничения свободы за организацию уличных акций протеста в 
2005 г. «Международная амнистия» признала Андрея Климова узником совести. 

14 августа было возобновлено уголовное дело против учредителя 
самиздатовского еженедельного бюллетеня «Бойкий Клецк» Сергея Пономарева. 
Уголовное дело, возбужденное 14 мая по ч. 2 ст. 188 УК (клевета в СМИ), было 
прекращено 18 июня, после проведения лингвистической экспертизы, за отсутствием 
состава преступления. Возобновление уголовного дела С. Пономарев связывает с 
подачей им в местный райисполком заявки на проведение пикета в защиту 
осужденного экс-кандидата в Президенты Александра Козулина и других 
политзаключенных. 



CМІ ў Беларусі 2007 

 21

4.3.2. Основная проблема 
 

Летом 2007 г. в зоне особого внимания в Беларуси вновь оказался Интернет.  

2 августа президент Александр Лукашенко заявил: «Анархию в Интернете нужно 
остановить. Нельзя допускать, чтобы это техническое достижение превратилось в 
информационную помойку… Нужно принять закон и прописать в нем статус 
электронных СМИ».  

3 августа «Репортеры без границ» выступили с заявлением, в котором выразили 
глубокую обеспокоенность в связи с этими высказываниями главы белорусского 
государства. «Главная угроза для белорусского Интернета — медленная смерть от 
удушья в результате репрессий, организованных на самом высоком 
правительственном уровне. Контроль, установленный белорусскими властями над 
онлайн-новостями и информацией, — один из самых строгих среди всех стран бывшего 
Советского Союза». «Репортеры без границ» напомнили о правительственном 
постановлении от 10 февраля, которое установило дополнительный контроль за 
работой интернет-клубов, о широко распространенной практике блокирования 
интернет-ресурсов во время выборов, а также о других фактах давления на массмедиа в 
Беларуси.  

Вопреки тезису властей о неподконтрольности Интернета, в Беларуси нередки 
случаи привлечения к ответственности за деятельность в сети. Последний случай 
такого рода — осуждение оппозиционного политика и публициста А. Климова.  

Высказывания Александра Лукашенко про необходимость «остановить анархию в 
Интернете» активизировали деятельность различных государственных структур и 
должностных лиц. Возобновилась работа над проектом закона «Об информации, 
информатизации и защите информации», который планировалось отправить на 
доработку и не рассматривать на осенней сессии белорусского парламента (среди 
прочего законопроект регламентирует и деятельность в Интернете). Заместитель 
министра информации Александр Слободчук в интервью агентству «Интерфакс» 20 
августа сообщил о создании на республиканском уровне рабочей группы, которая 
займется «изучением и проработкой» проблемы законодательного регулирования 
Интернета. Ссылаясь на опыт зарубежных стран в регулировании интернет-
пространства, А. Слободчук назвал в первую очередь «китайский вариант», суть 
которого, по его словам, состоит «в строгом, с учетом национальных традиций, 
контроле за деятельностью в Интернете».  

Эксперты считают, что попытки законодательного регулирования интернет-
пространства преследуют цель ограничить свободу распространения информации в 
белорусском сегменте Глобальной сети. Становятся вероятными придание интернет-
ресурсам статуса средств массовой информации с необходимостью их регистрации в 
Министерстве информации, а также расширение правовой базы для привлечения к 
ответственности лиц, чья деятельность в Интернете вызывает недовольство 
белорусских властей. 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 22 

4.4. Сентябрь — октябрь 
 
4.4.1. Развитие ситуации в сфере СМИ 
 

В сентябре и октябре, как и летом, белорусских журналистов неоднократно 
задерживали сотрудники силовых ведомств (см. «Основная проблема»).  

Продолжалось преследование журналистов, которые работают для зарубежных 
СМИ, вещающих на Беларусь. 3 сентября прокуратура Гродненской области вынесла 
официальные предупреждения в адрес журналистов Натальи Макушиной и Ивана 
Романа за сотрудничество с зарубежными СМИ без аккредитации. 21 сентября такое же 
предупреждение от прокуратуры Гомельской области получил гомельский журналист 
Алесь Корниенко.  

Чинились препятствия распространению независимой прессы.  

26 сентября сотрудники Жлобинского РУВД (Гомельская обл.) задержали два 
автомобиля с частью тиража газеты «Товарищ» (около 7 тыс. экземпляров). 27 сентября 
около 10 тыс. экземпляров газеты милиционеры изъяли в минском офисе редакции. 
Этот номер был посвящен запланированной на ноябрь акции оппозиции «Социальный 
марш». Газеты были возвращены только в конце ноября после обращения в 
прокуратуру. 30 октября в Витебске у распространителей милиционеры изъяли около 
400 экземпляров газеты «Народная воля». «Арестованные» газеты не пересчитывались, 
а в протоколе записано об изъятии «15 килограммов» газет.  

В начавшийся подписной период большинство негосударственных газет по-
прежнему оказались не включенными в подписной каталог государственного 
предприятия-монополиста «Белпочта». Так, брестский филиал «Белпочты» в очередной 
раз указал, что считает «нецелесообразным» сотрудничество с газетой «Ганцавіцкі 
час». Между тем, до исключения этого издания из каталога в 2006 г. оно входило в 
тройку самых тиражных газет, которые распространялись на Ганцевщине по подписке 
(наряду с местной государственной газетой «Савецкае Палессе» и газетой 
Администрации Президента «Советская Белоруссия»). К тому же, как отметил главный 
редактор «Ганцавіцкага часу» Петр Гузаевский, сотрудничество с его газетой для 
«Белпочты» было более выгодным, чем с государственной прессой, распространение 
которой осуществляется по льготным тарифам.  

На фоне отказа государственных предприятий «Белпочта» и «Союзпечать» 
распространять независимые газеты продолжалась принудительная подписка на 
государственную прессу. Так, 6 сентября председатель Барановичского горисполкома 
издал распоряжение, в котором поручил руководителям всех барановичских 
предприятий и организаций обеспечить подписку на местную государственную газету 
«Наш край» для увеличения ее тиража на 20%. В Кареличах (Гродненская обл.) 
сотрудников бюджетных организаций и учреждений под угрозой лишения премии 
обязывали подписаться на комплект государственных газет (в комплекте «Советская 
Белоруссия», районная газета «Полымя», а также «профильное» государственное 
издание — например, «Медицинский вестник» для медиков).  

Экономическая дискриминация привела к прекращению выхода газеты «Мясцовы 
час», которая распространялась в Пинске и регионе (Брестская обл.). 27 сентября 



CМІ ў Беларусі 2007 

 23

издание, отметившее свое 4-летие, простилось с читателями. По словам редактора 
газеты Алексея Белого, проблемы начали возникать сразу же после выхода издания. 
Вначале корреспондентам газеты отказали в аккредитации, потом местная типография 
отказалась печатать газету, и ее пришлось возить из г. Барановичи за 170 км от Пинска. 
Вскоре газете отказали в подписке и возможности распространяться через киоски 
«Брестсоюзпечати». В результате тираж газеты снизился с 2500 экземпляров до 1300, 
после чего учредитель принял решение о приостановлении выпуска газеты.  

Проблемы с печатью и распространением усугубляются давлением на газеты с 
помощью правовых механизмов. 1 октября суд Ленинского района г. Минска взыскал с 
газеты «Народная воля» и журналистки Марины Коктыш в пользу руководителя 
Главного идеологического управления Администрации президента, помощника 
президента Олега Пролесковского 27 млн. руб. (более 12 тыс. долларов). Главный 
идеолог страны подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в связи с 
опубликованием в газете статьи, в которой речь шла об аресте его первого заместителя. 
Показательно, что именно О. Пролесковскому в ответ на обращение редактора газеты 
«Народная воля» Иосифа Середича президент А. Лукашенко поручил «разобраться» с 
проблемами газеты, возникшими вследствие отказа белорусских типографий печатать 
издание, а государственных предприятий «Белпочта» и «Союзпечать» — его 
распространять. 

Среди других судебных процессов необходимо отметить решение кассационной 
инстанции (коллегии Минского городского суда), которая оставила без изменений 
приговор политику и публицисту Андрею Климову, осужденному в августе на 2 года за 
статью, размещенную в Интернете. Рассмотрение кассационной жалобы, как и процесс 
в первой инстанции, было закрытым. 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 24 

4.4.2. Основная проблема 
 

Одной из основных проблем в рассматриваемый период были задержания 
журналистов.  

10 сентября в Барановичах (Брестская обл.) были задержаны журналисты Василий 
Федосенко (агентство «Reuters»), Виктор Драчов (агентство «France-Presse»), Северин 
Кветковский («Радыё Свабода») и внештатный автор газеты «Наша Нiва» Арсений 
Пахомов. Журналистов, прибывших для освещения судебного процесса над 
молодежным активистом Ярославом Грищеней, обвинили в участии в 
несанкционированном митинге и в мелком хулиганстве. Впоследствии штатные 
корреспонденты зарубежных СМИ были отпущены. В отношении А. Пахомова, 
который провел в Барановичском РУВД 7 часов, был составлен протокол об 
административном правонарушении. 21 сентября он был оштрафован по 
сфабрикованному обвинению в хулиганстве.  

23 сентября на белорусско-украинской границе были задержаны журналисты, 
которые возвращались с рок-фестиваля «Право быть свободным». Сотрудники 
белорусской таможни скопировали информацию с фотоаппаратов и прослушали 
диктофонные записи журналистов. 

10 октября суд Ленинского района г. Гродно приговорил журналиста Ивана 
Романа к 5 суткам административного ареста за мелкое хулиганство. Прессу на процесс 
не пустили. И. Роман был задержан накануне. Сам журналист связывает это 
задержание с тем, что после президентских выборов 2006 г. попал в «черные списки», и 
сейчас милиция задерживает его перед каждой акцией оппозиции (в данном случае — 
перед «Европейским маршем» 14 октября), выполняя «план» по нейтрализации 
потенциальных участников акции. Накануне президентских выборов 2006 г. И. Роман 
отбывал арест по тем же обвинениям.  

Вечером 10 октября в Гродно милиция задержала и редактора журнала 
независимого Союза поляков Беларуси «Magazyn Polski na uchodzstwie» Игоря Банцера. 
Его также обвинили в мелком хулиганстве — ругани в общественном месте. После того 
как суд приговорил журналиста к аресту, И. Банцер объявил голодовку. В результате он 
был освобожден досрочно. 

30 октября под Витебском милиция задержала 27 человек, которые собрались на 
месте массовых расстрелов сталинских времен рядом с деревней Паляи. Среди 
задержанных оказались и журналисты Елена Степанова, Леонид Светик, Вадим 
Борщевский, Сергей Петренко. Всех задержанных доставили в ОВД Витебского района 
для «выяснения обстоятельств». После того как журналисты предъявили свои 
журналистские свидетельства, они были отпущены.  

Случаи задержания журналистов во время выполнения ими своих служебных 
обязанностей в Беларуси нередки. Наибольший резонанс за последнее время вызвали 
задержания белорусских и зарубежных журналистов во время избирательной кампании 
по выборам Президента Республики Беларусь в 2006 г. Тогда по надуманным 
обвинениям были задержаны 46 журналистов, и только один из них был оправдан. 
Большинство же было арестовано на срок до 15 суток.  



CМІ ў Беларусі 2007 

 25

Задержания журналистов грубо нарушают их права, предусмотренные ст. 39 
закона «О печати и других средствах массовой информации»: присутствовать в 
районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, местностях, где 
объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях, на месте других 
общественно значимых событий и передавать оттуда информацию; делать записи, в 
том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок. 
Даже если впоследствии журналисты отпускаются (как в большинстве случаев в 
рассматриваемый период), они не могут в полной мере выполнить свои 
профессиональные обязанности.  

Несмотря на то, что в соответствии со ст. 48 Закона о печати нарушение прав 
журналистов и принуждение журналиста к отказу от распространения информации 
(например, путем уничтожения сделанных им фотографий) признаются ущемлением 
свободы массовой информации, ОО «Белорусская ассоциация журналистов» не 
известны случаи привлечения к ответственности за подобные нарушения сотрудников 
правоохранительных органов. 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 26 

4.5. Ноябрь — декабрь 
 
4.5.1. Развитие ситуации в сфере СМИ 
 

В ноябре — декабре 2007 г. в сфере СМИ в Беларуси произошло несколько 
событий, привлекших общественное внимание.  

12 ноября Витебский облисполком отменил свое же решение о перерегистрации 
ЗАО «Издательский дом «Витебский курьер», которое является издателем и редакцией 
газеты «Витебский курьер М». Председатель облисполкома Владимир Андрейченко 
сослался на то, что редакция не согласовала своего размещения с местными властями, а 
ее помещение не соответствует требованиям президентской Директивы № 1 «О мерах 
по усилению общественной безопасности и дисциплины». Редакция планирует 
обжаловать указанное решение Витебского облисполкома. Если его отменить не 
удастся, негосударственная газета «Витебский курьер М», которая вынуждена была 
приостановить свой выход весной, потеряет возможность возобновить свою 
деятельность.  

Другая региональная газета, «Бобруйский курьер» (Гомельская обл.), получила 
официальное предупреждение от Министерства информации. Издание обвинили в 
распространении недостоверной информации на том основании, что оно назвало 
«митингом» официальное уличное мероприятие, проводившееся горисполкомом в 
годовщину Октябрьской революции. Сразу после появления в газете публикации 
«Праздник, ушедший в прошлое», начальник отдела идеологической работы 
Бобруйского горисполкома вызвал редактора газеты Анатолия Санотенко и угрожал 
применением санкций и, в частности, обращением в Министерство информации. О том, 
что «митинг в рамках данного мероприятия не проводился», указывается и в 
предупреждении, подписанном 11 декабря первым заместителем министра Лилией 
Ананич. 

Контроль властей за содержанием СМИ явился причиной смены руководства 
государственной газеты «Минский курьер» и информационного агентства «Минск-
Новости». 12 декабря председатель Мингорисполкома Михаил Павлов отправил в 
отставку генерального директора агентства «Минск-Новости» Григория Новикова и и. 
о. главного редактора газеты «Минский курьер» Наталию Безвершенко. Это случилось 
после появления в газете интервью с олимпийским чемпионом и политиком 
Владимиром Парфеновичем в честь дня его рождения (в парламенте прошлого созыва 
В. Парфенович входил в оппозиционную фракцию «Республика»). Мингорисполком 
является учредителем информационного агентства «Минск-Новости», куда входят 
газета «Минский курьер» и радиопрограмма «Радио-Минск».  

20 декабря суд Первомайского района г. Минска частично удовлетворил иск 
генерала, писателя и члена верхней палаты белорусского парламента Николая Чергинца 
к газете «Новы Час» и журналисту Александру Томковичу. Претензии Н. Чергинца 
были вызваны публикацией в газете очерка А. Томковича, в котором тот высказывал 
свои оценки творчества и деятельности Н. Чергинца. Беспрецедентная по белорусским 
меркам сумма (600 млн. руб., что эквивалентно 280 тыс. долларов), которую требовал 
истец в качестве компенсации морального вреда, по мнению многих экспертов, 
свидетельствовала о том, что целью иска является прекращение выхода независимой 
газеты. Тем более что именно в «Новым Часе» публикуется литературная страничка 



CМІ ў Беларусі 2007 

 27

независимого Союза белорусских писателей, «официальную» альтернативу которому 
возглавляет Н. Чергинец. В связи с иском высокопоставленного должностного лица (в 
2001 г. возглавлявшего избирательный штаб Александра Лукашенко) выступили Рада 
Европы, Комитет защиты журналистов (Нью-Йорк), другие международные и 
белорусские организации и структуры.  

В ходе судебных слушаний Н. Чергинец значительно снизил требуемую сумму 
(50 млн. руб. с газеты и 5 млн. руб. с журналиста). Суд удовлетворит эти требования 
почти полностью, уменьшив размер взыскания с А. Томковича до 1 млн. руб. Тем не 
менее и 50 млн. руб. ставят под угрозу выход газеты «Новы Час», которая, как и многие 
другие белорусские независимые издания, исключена из государственных систем 
распространения печатных изданий. Решение по иску Н. Чергинца в законную силу не 
вступило в связи с его обжалованием ответчиками. 

Среди положительных моментов рассматриваемого периода следует выделить 
прекращение уголовного дела в отношении издателя незарегистрированной 
малотиражной газеты «Бойкий Клецк» Сергея Пономарева и открытие новых 
медиапроектов. 

Дело в отношении С. Пономарева по ст. 188 ч. 2 УК Республики Беларусь 
(клевета, содержащаяся в публичном выступлении либо в СМИ) было возбуждено еще 
в мае и с того времени прекращалось и возобновлялось 6 раз. Последний раз оно было 
возобновлено прокуратурой Клецкого района (Минская обл.) 21 ноября. Но уже 28 
ноября прокуратура в очередной раз закрыла дело в связи с отсутствием состава 
преступления. 

В ноябре — декабре появились сообщения о начале вещания двух интернет-
радио.  

20 ноября началось тестовое вещание интернет-радиостанции «NETRadio», 
которая, как утверждают ее создатели, станет первым профессиональным интернет-
радио в Беларуси. 6 декабря начало вещание интернет-радио портала TUT.BY (бренд — 
«Радио TUT»). Помимо музыкального вещания канал планирует каждые полчаса 
передавать online новости. В связи с недостаточной распространенностью в Беларуси 
технологий широкополосного доступа в сеть организаторы «Радио TUT» называют его 
открытие экспериментальным. 

10 декабря на территории Польши начал тестовое вещание спутниковый 
телеканал «TV Беларусь» (торговая марка «БелСат»). В период тестового вещания, 
которое продлится около двух месяцев, канал будет работать три часа в сутки, затем 
перейдет на вещание по 16 часов в сутки. Соглашение о создании спутникового 
телеканала «TV Беларусь» было подписано 23 апреля 2007 г. между Польским 
общественным телевидением (TVP) и Министерством иностранных дел Польши. В 
2007 г. для «TV Беларусь» выделено 16 млн. злотых (около 4 млн. евро). 

В бюджете Республики Беларусь на 2008 г., принятом 26 декабря 2007 г., на 
финансирование СМИ выделено 158 981 198 тыс. руб. (около 74 млн. долларов), из них 
на финансирование телевидения и радио — 121 927 423 тыс. руб. (более 56 млн. 
долларов). Еще 15 899 505 тыс. руб. (более 7 млн. долларов) предусмотрено на 
поддержку периодической печати и издательств, а 21 154 270 тыс. руб. (около 10 млн. 
долларов) — на прочие расходы средств массовой информации. Дотируются 
преимущественно государственные СМИ, а также СМИ, избранные Министерством 
информации на непрозрачной основе. 



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 28 

Среди других документов, рассмотренных Палатой представителей 
Национального Собрания Республики Беларусь, следует выделить законопроект «Об 
информации, информатизации и защите информации». 12 декабря он был принят в 
первом чтении. Еще в начале работы над законопроектом эксперты отмечали, что он 
направлен на ограничение свободы информации и содержит большое количество 
отсылочных норм, что создает предпосылки для регулирования информационной 
сферы подзаконными актами. Многие замечания международных экспертов и ОО 
«БАЖ» разработчиками законопроекта впоследствии были учтены (например, 
закреплено, что закон не распространяется на отношения в сфере СМИ, и исключены 
упоминания об Интернете). Тем не менее проект закона сохранил рамочный и 
ограничительный характер.  



CМІ ў Беларусі 2007 

 29

4.5.2. Основная проблема 
 

В конце 2007 г. в Беларуси неожиданно возобновилось дело по обвинению в связи 
с «карикатурным скандалом» заместителя редактора газеты «Згода» Александра 
Сдвижкова. 

Уголовное дело было возбуждено после перепечатки в газете «Згода» (№ 6 от 18–
26.02.2006 г.) карикатур на пророка Мухаммеда. Тот факт, что тираж газеты 
распространен не был, на развитие событий не повлиял.  

21 февраля 2006 г. Министерство иностранных дел Беларуси заявило, что 
«решительно осуждает любые умышленные действия, которые могут повлечь 
разжигание межрелигиозной вражды». 22 февраля сотрудники КГБ провели обыск в 
редакции газеты. В тот же день было возбуждено дело по ч. 1 ст. 130 УК РБ 
(разжигание расовой, национальной или религиозной вражды). Инициировали 
возбуждение дела Комитет по делам религий и национальностей и мусульманские 
общины Беларуси. Позже выяснилось, что ксерокопию газеты с карикатурами 
представителям мусульманских общин показали чиновники Комитета по делам 
религий и национальностей и предложили написать обращение в правоохранительные 
органы. Об этом заявил во время судебного процесса председатель «Духовного 
управления мусульман в Республике Беларусь» муфтий Исмаил Воронович. По словам 
муфтия, он против осуждения А. Сдвижкова и ничего не знал о закрытии газеты 
«Згода», в которой появились карикатуры. Газета была закрыта 17 марта 2006 г. 
решением Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь по иску Министерства 
информации. В марте же Прокуратура Республики Беларусь предъявила обвинение 
А. Сдвижкову по уголовному делу о перепечатке карикатур. Дело было 
приостановлено потому, что следствие не могло установить местонахождение 
обвиняемого. 

18 ноября 2007 г. А. Сдвижков был задержан, когда приехал в Беларусь навестить 
могилу отца, и заключен в следственный изолятор КГБ.  

Слушания по делу начались 11 января и вскоре были объявлены закрытыми. 
Стало известно, что обвинение переквалифицировано на более тяжелую часть 2 ст. 130 
УК и прокурор требует приговорить А. Сдвижкова к 4 годам лишения свободы. 18 
января судья Минского городского суда Руслан Анискевич приговорил А. Сдвижкова к 
3 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. 

С протестами против осуждения журналиста и призывом освободить его 
выступили Комитет защиты журналистов (CPJ, Нью-Йорк), представитель ОБСЕ по 
вопросам свободы СМИ Миклош Харашти, международная организация «Репортеры 
без границ», «Датский союз журналистов» и др. 

22 февраля Верховный суд Республики Беларусь, рассмотрев в закрытом 
заседании кассационную жалобу А. Сдвижкова, уменьшил срок наказания до 3 
месяцев, приняв во внимание «исключительные обстоятельства»: состояние здоровья 
журналиста и необходимость содержать мать. Вместе с тем, Верховный суд счел вину 
журналиста доказанной. 

Поскольку трехмесячный срок наказания закончился, в тот же день А. Сдвижков 
был освобожден из-под стражи.  



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 30 

5. Рейтинги и события 
 

3 января 2007 г. Институт проблем информационного права (г. Москва, РФ) 
подвел результаты анализа законодательства о СМИ стран СНГ и Балтии за 2006 г. 
Среди 15 стран — бывших республик СССР — Беларусь заняла 13-е место (ниже 
оказались Казахстан и Туркмения). В качестве критериев гарантии свободы массмедиа 
рассматривались наличие или отсутствие законодательных гарантий различных 
аспектов деятельности СМИ (по 13 вопросам). 

6 марта стало известно, что белорусскоязычная общественно-политическая газета 
«Наша Ніва» и незарегистрированный молодежный журнал на компакт-дисках 
«СDmag» стали победителями премии им. Герда Буцериуса «Молодая пресса 
Восточной Европы» за 2006 г., которую фонд «Цайт-Штифтунг» вручает с 1999 г.  

7 марта Госдепартамент США обнародовал Отчет о правах человека в мире. В 
отчете отмечается, что белорусские власти в 2006 г. продолжали ограничивать свободу 
печати: «произвольно конфисковывали печатные материалы у активистов 
гражданского общества и закрывали независимые газеты или ограничивали их 
распространение. На немногочисленные уцелевшие независимые издания часто 
налагались штрафы, обычно после обвинения в клевете или за неисполнение жестких 
процедур регистрации».  

2 мая в Минске начала работу очередная выставка «СМИ в Беларуси». На ней 
была широко представлена государственная пресса как общественно-политического, 
так и развлекательного характера, а также государственные радиостанции и 
телекомпании Беларуси. Негосударственные общественно-политические газеты и 
журналы уже несколько лет не экспонируются на стендах специализированной 
выставки.  

В этот же день, 2 мая, стало известно, что в ежегодном отчете правозащитной 
организации «Freedom House» за 2006 г Беларусь по уровню свободы прессы отнесена к 
числу «несвободных» стран и находится на 186-м месте в списке из 195 стран мира. 
«Freedom House» констатирует, что власти в Беларуси используют государственную 
монополию на печать и распространение периодических изданий. Ситуация со 
свободой слова и печати хуже, чем в Беларуси, только в Северной Корее, 
Туркменистане, Ливии, на Кубе, в Бирме, Эритрее, Узбекистане, Зимбабве и 
Экваториальной Гвинее. «Вслед за такими странами, как Россия, белорусские власти 
пытаются контролировать также и Интернет — последний источник независимой 
мысли…» 

3 мая главный редактор национальной негосударственной общественно-
политической газеты «Народная воля» Иосиф Середич стал лауреатом Почетного 
диплома имени И. Герменчука «За приверженность принципам свободы слова» в 2007 
г. Награда была основана в 2005 г. ОО «Белорусская ассоциация журналистов» 
совместно с Норвежским ПЕН-центром и норвежской правозащитной организацией 
«Дом прав человека».  

7 мая было объявлено, что редактор сайта «Нашай Нівы» Андрей Дынько стал 
одним из 15 лауреатов престижной международной премии имени Лоренцо Натали за 
2006 г. Журналист был отмечен за свой «тюремный» дневник, который был 
опубликован в газете «Наша Ніва» еще до того, как автор вышел на свободу. 



CМІ ў Беларусі 2007 

 31

(А. Дынько был привлечен к административной ответственности во время 
прошлогодних акций протеста после президентских выборов.)  

5 июня в Минске состоялся семинар «Взаимодействие СМИ и пресс-служб в 
демократическом обществе», организованный ОБСЕ с согласия официального Минска. 
По словам представителя ОБСЕ по свободе СМИ Миклоша Харашти, избранная для 
обсуждения тема показывает, насколько далеко белорусские чиновники готовы идти в 
рассмотрении вопросов деятельности СМИ. Накануне, 4 июня, на встрече с 
журналистами М. Харашти заявил, что ситуация со свободой СМИ в Беларуси не 
изменилась: существует «практически полная монополия государства на печать и 
распространение газет, а телевидение находится полностью под государственным 
контролем». По словам Харашти, закон о СМИ «ограничивает деятельность СМИ и 
используется как средство наказания».  

21 июня в г. Осло состоялась торжественная церемония чествования лауреатов 
премии имени Герда Буцериуса (известной также как премия «Zeit»), которой 
награждаются лучшие издания Восточной Европы. В этом году среди лауреатов 
премии оказались два белорусских издания: газета «Наша Ніва» и молодежный 
мультимедиапроект «СDmag». По словам бывшего главного редактора «Наша Нівы» 
Андрея Дынько, эта награда «является оценкой нашей деятельности, когда независимая 
пресса находится на грани вымирания». 

7 июля, в седьмую годовщину похищения оператора российского телеканала 
«ОРТ» белорусского журналиста Дмитрия Завадского, около дома, где он жил, ОО 
«Белорусская ассоциация журналистов» провело акцию памяти. Участие в ней приняла 
мать пропавшего журналиста Ольга Завадская. Журналист исчез 7 июля 2000 г., когда 
поехал в аэропорт встречать своего коллегу Павла Шеремета. На стоянке в аэропорту 
П. Шеремет обнаружил только пустую машину Завадского. Впоследствии в его 
похищении были обвинены несколько бывших сотрудников спецподразделения 
милиции «Алмаз» и осуждены к длительным срокам лишения свободы (в том числе и 
за другие преступления). Однако судьба Дмитрия Завадского так и осталась 
невыясненной. 

14 августа в Минске проведением круглого стола началась информационная 
кампания «Журналисты за историческое наследие», организованная ОО «Белорусская 
ассоциация журналистов». Участие в круглом столе приняли представители 
Министерства культуры, историки, искусствоведы, архитекторы, реставраторы из 
Минска, Гродно и Слуцка. Эксперты в присутствии журналистов обменялись мнениями 
по вопросам сохранения и реставрации памятников истории и культуры. Основная цель 
кампании «Журналисты за историческое наследие» — привлечь внимание общества к 
постепенному разрушению памятников старины в Беларуси и содействовать 
прекращению негативных процессов. 

4 сентября исполнился год со дня выхода первого номера «Ежедневника» — 
первой и пока единственной в Беларуси электронной газеты, которая распространяется 
исключительно через Интернет (по электронной почте в формате PDF). На конец 
октября количество подписчиков электронной газеты достигло 19 тысяч.  

10 сентября в Минске состоялось вручение премии «За мужество и 
профессионализм» имени Дмитрия Завадского, основанной Первым каналом (Россия) и 
ОО «Белорусская ассоциация журналистов». Ее лауреатами за 2007 г. стали 
журналисты Геннадий Барбарич, Анатолий Готовчиц и Наталья Макушина.  



СМІ ў Беларусі 2007 
 

 32 

В тот же день главному редактору газеты «Народная воля» Иосифу Середичу был 
вручен Почетный диплом имени Игоря Герменчука «За преданность принципам 
свободы слова», основанный БАЖ вместе с Норвежским ПЭН-центром и норвежской 
организацией «Дом прав человека».  

16 октября «Репортеры без границ» опубликовали рейтинг Worldwide Press 
Fredom Index 2007. По мнению международных экспертов, ситуация со СМИ в 
Беларуси осталась приблизительно той же, что и в прошлом году: по уровню свободы 
СМИ государство находится на 151-м месте из 169.  

В январе 2008 г. был опубликован очередной отчет международной 
правозащитной организации «Human Rights Watch». В отчете отмечается усиление 
репрессивного контроля за свободой СМИ и другими политическими свободами в 
Беларуси после президентских выборов 2006 г. «Human Rights Watch» отмечает 
отсутствие в стране независимых телерадиовещательных станций, постоянное давление 
на немногочисленные негосударственные общественно-политические СМИ, 
большинство из которых не распространяется государственными предприятиями-
монополистами по подписке и в розницу, попытки взять под контроль Интернет. Среди 
событий в сфере СМИ правозащитники выделяют создание межведомственной группы 
для изучения международного опыта регулирования интернет-пространства, осуждение 
к 2 годам лишения свободы Андрея Климова за публикацию в Интернете, задержания 
журналистов, которые осенью 2007 г. освещали судебные процессы над молодежными 
лидерами, арест тиража газеты «Товарищ» в сентябре и исключение из Академии 
управления при Президенте РБ студента-отличника Юрася Алейника (члена ОО 
«БАЖ») за активное участие в общественной жизни.  

Большой раздел отчета Комитета защиты журналистов (CPJ, Нью-Йорк) «Атаки 
на прессу в 2007 г.» посвящен Беларуси. В отчете отмечается, что «власти энергично 
усиливали контроль за Интернетом…», «поставив вещательные СМИ по стойке 
смирно, власти занялись остатками независимых негосударственных печатных 
изданий…», «на протяжении года агенты КГБ и милиция арестовывали журналистов по 
сфабрикованным обвинениям». Среди фактов, свидетельствующих об ухудшении 
ситуации со свободой слова в Беларуси, авторы называют также обыски и 
конфискацию печатной продукции и отсутствие прогресса в расследованиях дел 
Д. Завадского и В. Черкасовой.  

27 февраля стало известно, что белорусская региональная «Газета Слонімская» и 
электронная газета «Ежедневник» стали победителями премии «Свободная пресса 
Восточной Европы» за 2007 г., которую вручает представителям независимой прессы 
фонд Эбелин и Герда Буцериуса (фонд «Zeit»).  

Церемония вручения наград состоится 19 мая. 


	1.rus-title.pdf
	2.rus-index.pdf
	3.rus-content.pdf

